Названы главные проблемы, с которыми могут столкнуться страны Средней Азии после победы «Талибана» - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Названы главные проблемы, с которыми могут столкнуться страны Средней Азии после победы «Талибана»

Названы главные проблемы, с которыми могут столкнуться страны Средней Азии после победы «Талибана»

Ситуация в Афганистане является одной из основных тем сегодняшней международной повестки. Ее активно обсуждают как эксперты, так и рядовые граждане, что вполне понятно: слишком свежи в памяти последствия первого прихода талибов к власти и их, мягко говоря, экзотических методов строительства новой государственности.

  • 15 Сентября 2021
  • 361
Фото - Caravan.kz

Для Казахстана афганские события тоже имеют важное значение, поскольку все это происходит не так уж далеко от наших границ. Главная тема обсуждения – перспектива возможной военной угрозы со стороны талибов для стран Центральной Азии. Поскольку Казахстан не имеет с Афганистаном общей границы, то для нас такой гипотетический сценарий представляется вроде бы не столь угрожающим: он должен больше заботить наших соседей, непосредственно граничащих с Афганистаном, – Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.

Однако, как бы то ни было, строительство исламского эмирата не может не настораживать нас, поскольку для Казахстана в таком случае вырисовываются несколько проблемных моментов. Подробнее об этом порассуждали авторы qmonitor.kz.

Прежде всего, это проблема, связанная с афганскими беженцами. Уже более чем очевидно, что их поток будет нарастать с каждым днем. Конечно, основная нагрузка ляжет на приграничные страны – Узбекистан и Таджикистан, и начавшиеся перелеты и переходы афганских военных через границу с ними могут считаться своего рода первыми ласточками. В то же время можно почти не сомневаться, что эти страны не станут последним прибежищем для беженцев из Афганистана. Согласно простой логике, наша страна может превратиться в территорию большого афганского транзита. И если это случится, то возникнет серьезная проблема, которую нужно будет решать.

Не секрет, что в нашем обществе, мягко говоря, не самое позитивное восприятие такой пусть даже пока гипотетической перспективы. Однако не стоит забывать, что мы живем в стремительно глобализирующемся мире, и у Казахстана в этом плане наверняка есть определенные обязательства, прописанные в ратифицированных нами международных договорах. А значит, нам, скорее всего, придется принять какую-то часть афганских беженцев. И уж если такие обязательства есть, то соответствующие государственные структуры и спецслужбы должны всесторонне проработать эти вопросы. Причем усилия госорганов в данном направлении должны быть понятны обществу и находить отражение в СМИ, чтобы граждане знали, как эта проблема будет решаться на практике.

Другой проблемный аспект касается того, как и на каких принципах талибы будут выстраивать свою политику в отношении ближайших соседей по региону, в том числе и Казахстана. По мнению авторов, здесь прежде всего важна их идеологическая составляющая. Талибы в некотором роде являются «новаторами» с точки зрения трактовки исламской идеологии. В том смысле, что они пытаются вдохнуть новый импульс в исламскую доктрину и построить государственность, опираясь на сугубо исламские ценности. Это касается и экономических отношений, и политического устройства, и принципов организации судов, и системы образования, и формирования культурных ценностей, и особенно вопроса о месте и роли женщин в жизни обществе. Понятно, что многие их установки входят в серьезное противоречие с тем, что является привычным и обыденным для таких обществ, как наше.

Учитывая наступательный характер политической философии талибов и их пассионарную заряженность, можно предположить, что они вряд ли ограничат свою практику рамками собственно Афганистана. Допустим, риск военной угрозы с их стороны маловероятен, однако нельзя исключать того, что сопредельные государства столкнутся с таким явлением, как «экспорт революции». В данном конкретном случае имеется в виду экспорт идеологии, которая, скорее всего, будет строиться на догматах о создании справедливого общества. А подобного рода философия во все времена была наиболее привлекательной, особенно для людей, живущих в обществах с не самой стабильной социально-политической атмосферой.

Авторы также призывают помнить, что в последние годы у нас складывается непростая социально-экономическая и общественно-политическая ситуация: наблюдается ощутимый рост уровня безработицы, налицо тенденция к маргинализации общества. Учитывая эти негативные тренды, можно сделать вывод, что в недрах нашего социума может сформироваться питательная среда для распространения радикальных установок, облаченных в религиозную оболочку. И, возможно, именно талибы с их риторикой могут выступить в роли генератора таких идей. Ведь не секрет, что в нашей стране и ранее существовали различные исламские течения сектантского толка. 

Как бы то ни было, наверное, нельзя полностью исключать вероятность того, что идеи, которые исповедуют и пропагандируют талибы, могут получить распространение и у нас. Чтобы избежать такого варианта развития событий, очень важно в первую очередь усилить идеологическую работу, с чем у нас имеются серьезные проблемы. Общество и граждане должны быть в курсе основных трендов, которые наблюдаются в работе правоохранительных органов по противодействию деструктивным религиозным объединениям, и тогда общественное мнение не будут будоражить всякого рода слухи и домыслы неадекватных «активистов» в социальных сетях.