Сейчас цены на Аи-92 и Аи-96 в среднем по Казахстану составляют 84–100 тенге за один литр. Правда, после осеннего резкого скачка цены на нефть на мировых рынках резко упали, но это снижение никак не отразилось на розничной торговле в Казахстане. Цены на бензин не падают, они либо растут, либо застывают на время.
После очередного резкого подорожания бензина читатели
все чаще стали задавать вопрос: можно ли переделать топливную систему на бензин-газ?
И если можно, то сколько это стоит и как сложно.
Бензин, спирт или газ?
Альтернативу бензину начали искать давно. В разное время на эту роль претендовали электричество, сжатый природный газ, метанол, синтезированные газы и самые разные жидкости, например спирт, который гонят из самого разного сырья: от тростника до апельсиновых корок. Однако самым приемлемым вариантом как по стоимости, так и по удобству использования на данный момент является газ.
Есть, по мнению специалистов, ряд плюсов. Они утверждают, что на “газе” двигатель прослужит дольше, поскольку газ не смывает со стенок цилиндра масло и лучше перемешивается с воздухом, что способствует более равномерному сгоранию. Кроме того, оно дольше остается чистым, и потому менять его необходимо гораздо реже.
А вот относительно еще одного “плюса” есть сомнения. Поклонники газа утверждают, что при таких двигателях – более чистые выбросы. Действительно, по подсчетам российских специалистов, по оксидам углерода и азота снижение токсичности довольно заметно. Но платим мы за это резким увеличением выхода остаточных углеводородов. Так что экологические проблемы с переходом на газ решить не удастся.
Два дня – готово!
Где и как можно переоборудовать автомобиль под газовую систему?
Сегодня таких умельцев довольно много, и найти их нетрудно.
Цены на переоборудование практически одинаковые, зависят они от того, какую систему вы хотите поставить, и от начальных технических характеристик автомобиля. Например, переоборудовать автомобиль с 4-цилиндровым двигателем объемом от 1,8 до 2,2 легче, а значит, и дешевле, чем, допустим, машину с 6-цилиндровым двигателем.
Сколько конкретно?
– Трудно назвать даже средние цифры. Все зависит от того, какого поколения и производства какой страны газобаллонное оборудование хочет поставить автовладелец, – пояснила менеджер одной из компаний, где переоборудуют автомобили. – И одной только установкой дело не ограничивается – мы делаем компьютерную диагностику автомобиля, вбиваем номер двигателя в компьютер, с учетом всех технических характеристик выбираем наиболее оптимальный вариант оборудования. В общем, цены примерно от 150 тысяч тенге.
Ничего себе, сэкономили!
По словам менеджера, на переоборудование автомобиля необходимо всего два дня. Ведь в самой конструкции машины при установке газобаллонной аппаратуры практически ничего не меняется, газовая аппаратура является дополнением, которое можно в любой момент отвинтить и выбросить. После переоборудования автомобиль сможет ездить на двух видах топлива – и газе, и бензине.
Сам баллон для сжиженного газа чаще всего устанавливается в резервуар для запасного колеса, хотя есть баллоны, которые крепятся к днищу, но это подходит не ко всем маркам машин. Есть баллоны, которые можно установить сразу за задним сиденьем в багажнике. Такие емкости, как правило, плоские и не занимают много места. Хотя, как рассказали на СТО, иногда владельцы сами просят установить баллон, занимающий почти две трети багажника. Ради экономии!
В любом случае надо отдавать себе отчет, что вы лишаетесь места для запасного колеса.
Стоит ли овчинка выделки?
За экономию, как мы уже выяснили, сначала придется заплатить, и немало. Цена за переоборудование на всех СТО одинаковая – от 1300 до 2500 долларов, в зависимости от марки автомобиля. Переоборудовать старенькую иномарку, красная цена которой 4–6 тысяч долларов, невыгодно. Так кто же стоит в очередях на переоборудование?
– С апреля пересел на новое авто – объем двигателя 2,7 литра, 189 лошадиных сил. Покупал специально двигатель большого объема, чтобы потом поставить газовое оборудование, – рассказал владелец одного такого переоборудованного автомобиля Артем. – Главная причина перехода на газ для меня – значительно меньший расход семейного бюджета на горючее. Газ сейчас стоит 54–55 тенге, а литр АИ-96 – 95–100 тенге. При таких ценах газовое оборудование стоимостью 1500–1600 долларов окупается примерно за полтора года при пробеге 25–30 тысяч километров в год.
Но, как подсчитал наш экономный автовладелец, необходимо учитывать, что при переоборудовании машины увеличивается расход топлива, примерно на 20 процентов. Так же, на 15–20 процентов, падает мощность двигателя. Поэтому, переоборудуя машину с двигателем рабочим объемом 1,6 литра и меньше, надо знать, что и так не очень резвый автомобиль станет еще медлительнее. Но “серьезным” машинам это не мешает.
– При моих 189 лошадиных силах я практически не замечаю, работает машина на газе или бензине, – отметил Артем. – И динамика, и прочие нюансы работы двигателя практически одинаковы.
Но таких оптимистичных автовладельцев, как Артем, в Алматы оказалось немного.
Как нам объяснили эксперты, экономический эффект от переделки на газ ощутим только при постоянном и длительном его использовании. Такие затраты оправданны только для водителей, которые “накатывают” 40–60 тысяч километров в год. Для дачника-”подснежника” никакого смысла в такой реконструкции автомобиля нет, даже если разница в цене между бензином и газом сохранится и дальше. Но ведь никто не знает, какие планы у “газовых королей”…
Как он работает?
Газ как моторное топливо, по утверждениям экспертов, превосходит бензин по своим свойствам. Двигатель внутреннего сгорания автомобиля работает по классическому четырехтактному циклу: газообразная смесь воздуха и топлива всасывается в цилиндр двигателя, сжимается поршнем, воспламеняется искрой, давит на поршень и двигает шатунный механизм, а затем выбрасывается из цилиндра. Чем сильнее сжимать топливо без возникновения детонации, тем больше мощность двигателя.
Антидетонационную способность топлива определяют октановым числом. Чем оно выше, тем лучше топливо. Среднее октановое число природного газа – 105, а это недостижимый показатель для любых марок бензина.
Немного истории
В тридцатые годы XIX века англичанин Барнетт получил патент на газовый двигатель, а в 1860 году француз Ленуар построил мотор, работавший на смеси воздуха и газа. Такой выбор горючего никого не удивил – бензина еще не было. Бензин в качестве горючего был использован спустя два десятилетия, когда Готтлиб Даймлер создал бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Бензиновый мотор заменил лошадь в первых “самодвижущихся колясках” – автомобилях.
Повсеместный рост количества автомобилей потребовал значительного увеличения производства бензина. О газе как о возможном моторном топливе надолго забыли. Лишь через 100 лет после Барнетта, в конце тридцатых годов прошлого столетия, возродилась мысль о его использовании. Тогда появились первые газогенераторные автомобили. Газ вырабатывался в топке, а оттуда подавался в двигатель.
Анна ПАВЛОВА