Что подвигает людей на посещение искусственно созданных островков прошлого? Как ловят клиента “на живца”? И что все это значит с точки зрения психологии?
Эпоха ушла – память осталась
Известный казахстанский музыкант Ерлан КОКЕЕВ – создатель машины времени в городском масштабе. Солист команды “К-7” вдобавок к своим музыкальным талантам теперь еще и управляющий ретроклуба. Он точно знает, о чем тоскуют люди его поколения!
– Сегодня идет волна на дискотеки 80-х. Мне кажется, это ностальгия, до которой наш народ созрел, – считает Кокеев. – Взрослое поколение не понимает r&b, современных музыкальных течений. К тому же многие старые песни несут правильную смысловую тематику. Сейчас тексты пишутся, как набор слов, а тогда были произведения со смыслом. Идеологическая форма исчезла вместе с Союзом, а новая, увы, не появилась! Но люди помнят и скучают по этим вещам. Это история, хорошая или плохая, но мы от нее никуда не денемся.
Здесь история страны, жившей более 70 лет, – не более чем декорация, приятно ласкающая взор.
– Это эпоха, которая прошла, а мы стали ее свидетелями. Когда мощное государство жило одним большим домом – это остается в памяти. Я знаю одно: когда ко мне приходят гости разных национальностей в зал “Дружба народов”, они дружны, чувство братства осталось, хотя и ушла история. Я уверен, и в других странах бывшего Союза скучают по таким вещам.
И лично товарищ Брежнев
В таких заведениях ходишь, как по музею, – развешаны флаги, гербы, знамена, бюст Ленина, портреты Кунаева и Брежнева. Кстати, с изображением Леонида Ильича уже дважды случались конфузы – на него проливали вино, приходилось перерисовывать. Воссоздание советского духа не требует специальных знаний, они живут в голове.
– Картину “Дружба народов” принесли художники-оформители, которые работали еще в те времена. Знания – это сила! – продолжает Кокеев. – Я ни одной старой вещи, кроме знамени, сюда не принес. Старые вещи излучают не ту энергетику. Я начал делать все по-новому, новое живет новой жизнью. А бюст Ленина мы купили в колхозе за большие деньги, он был с дырой на шее, но мы его отреставрировали, поэтому он считай что новый.
Пионер ты или нет?
Проводник в прошлое Ерлан Кокеев утверждает, что ближе к концу недели свободных мест в заведении практически нет! Ничего дурного в ностальгии нет – это вам подтвердит любой психолог. Пионерские истории из прошлого в такой обстановке оживают на глазах!
– Я воспитывался в советском духе: работал в профкоме, был активным участником всевозможных смотров, вникал в эту жизнь, проживал ее с удовольствием. Как-то даже была забавная история: всех принимали в пионеры 19 мая, но лучших из лучших – 22 апреля, в день рождения Ленина. Меня в этот список не включили. Пришлось обмануть родителей, сказать, что меня примут в пионеры раньше остальных. Мне купили галстук, который я таскал каждый день в портфеле. По школе ходил без галстука, а домой приходил в нем! В конце концов родители узнали об обмане, и мне влетело. Дома был разбор полетов на тему, пионер я или нет. Я плакал…
Любопытно, что среди ретроманов есть как те, кто действительно жил в советское время, так и весьма молодые люди, знающие советскую историю только по книгам.
– В основном приходят дядьки пузатые – примерно 40–50 лет. Мой папа сюда с удовольствием ходит. Молодым интересно, но мы их намеренно не пускаем – только с 25 лет. Правда, есть возможность попасть… в сопровождении взрослых. Приходят и политики, и бизнесмены, и артисты, в общем, разный контингент.
Эх, была ведь музыка!
Основная мотивация посетителей – вспомнить старые мелодии и ритмы, потанцевать. Сам Кокеев начал играть в 1985 году и уже через год пел на танцах популярные песни тех лет.
– Посетители традиционно слушают ABBA, Boney M, Modern Talking, CC Catch, Юрия Антонова, Александра Малинина, Владимира Кузьмина, Александра Барыкина. Сейчас можно найти что угодно в MP3-формате. Но я в Москве заказал большую коробку в аудиоформате – так, как это должно в действительности звучать. Также привез все старые телепередачи – “Утренняя почта”, “Ритмическая гимнастика”, КВН, “Ералаш”, “Будильник”, “В гостях у сказки”, старые фильмы, которые мы показываем по внутреннему телевидению.
Ерлан Кокеев считает, что конкуренции в этой сфере нет: несмотря на то что количество ретрозаведений в Алматы растет, работы хватит всем – ведь прошлое у нас неделимое.
“Возврат к корням неизбежен”
Вопрос, почему люди возвращаются к прошлому, мы задали Зубайде КЕНЕНБАЕВОЙ, вице-президенту психоаналитической ассоциации.
– Возврат к каким-то ретровещам – это больше поиск своих корней. Потому что нам надо во что-то верить, на что-то опираться. В Советском Союзе была очень мощная идеологическая пропаганда, целые институты ради этого работали, а потом их вдруг не стало. И вот сейчас, наверное, наше общество начинает взрослеть и вместе с этим интересоваться прошлым.
Юнг говорил о коллективном бессознательном, что мы связаны со своими предками, это генетически передается, плюс человек без своих корней существовать не может. То есть, чтобы себя идентифицировать (“кто я такой?”) и решить проблему со своим внутренним “я”, необходимо вернуться к корням. Поэтому люди тянутся к ретрокафе или салонам.
Дети в действительности не то чтобы подражают взрослым. Они просто видят, что делают родители: ходят в ретрозаведения, увлекаются музыкой. Им это интересно, и они хотят делать то же самое. Бывает мода, бывает стиль. Есть люди, которые следят за модой, но имеют свое четкое направление, это люди, которые определились по жизни. А есть другая категория восприятия – подростковая. Сейчас это модно, и им это нужно, это хорошо. А через полгода они говорят: “Это все туфта, мне этого не надо”.
Иногда бывает такой всплеск, что мы забываем все, начинаем хаять, но затем опять возвращаемся. Это такой период исканий. Если, скажем, во время Советской власти был коммунистический строй и этническая история народу была не нужна, то после развала Союза мы оказались в прострации: “Кто мы теперь?”. Человек начинает искать себя и находить. И после этого идет прогресс. В этот момент ретро очень важно, потому что нам кажется, что мы нашли что-то свое, нам там более спокойно, комфортно. Возможно, это связано и с кризисом, но не с экономическим, а с кризисом души.
“Ностальгия по времени и музыке”
На вопрос, для чего вы посещаете ретрозаведения, ответил 32-летний Андрей, эколог по профессии.
– Ностальгия – как по времени, так и по музыке – у “совковых” людей осталась. Мы с 80-х годов все это слушали. Ходят туда люди и помоложе, которые застали отголоски эпохи. Кроме ностальгии, другой важный фактор то, что музыка того времени была мелодичной. А интерьеры клубов – это лишь приманка, владельцы заведений играют на чувствах людей, а люди готовы платить за эти воспоминания деньги!
Сегодня вроде много хорошей музыки, но в клуб придешь – она слишком однообразная. Народ прется по Bad Boys Blue, Сандре, Blue System, CC Catch – их же в основном народ слушает. Pet Shop Boys почему-то в наших клубах не ставят –
в 80-е годы они считались интеллигентной группой, как и Depeche Mode. Массовый слушатель в советское время слушал всего несколько групп – те, что показывали в “Утренней почте”. Плюс еще итальянское диско – Тото Кутуньо и других.
В наших заведениях нет людей со вкусом, у диджеев очень ограниченный кругозор. Сколько раз я сам приходил и говорил, что давайте вам заплачу, а вы поставьте мне такую-то песню, но у них часто этого нет. Предлагал даже свои диски… Мало того, они доходят до того, что крутят советскую попсу типа “Ласкового мая”, хотя это самый примитив, который к музыке не имеет никакого отношения. А народ тащится! У меня за год хождения по ретроклубам такой осадок остался… Ведь когда был “Ласковый май”, в то же время была и группа “Кино”. “Ласковый май” в Алматы мало кто слушал, считали что это “колхоз”, а сейчас вдруг обнаружилось столько поклонников этой чуши!
Я понял, что пресытился, когда в течение года посещал одно заведение, а в нем ничего не менялось. Конечно, весело, когда вокруг много танцующих девушек, но потом начинает раздражать, потому что все одно и то же.