Навар с киловатта - Караван
  • $ 478.16
  • 534.92
+15 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Навар с киловатта

Навар с киловатта

Частные владельцы электростанций наживаются на дефиците энергии.

  • 31 Октября 2008
  • 1453
Фото - Caravan.kz

К концу лета этого года дефицит электроэнергии в целом по республике составлял 1200 МВт, из них 1100 МВт приходилось на южные регионы Казахстана, в том числе около 500 МВт не хватало в Алматы. Нам не хватает каждого десятого потребляемого киловатта – то есть мощности, которую давали бы пять гидроэлектростанций, равных по своим возможностям, например, Капшагайской ГЭС. Но, доведя страну до веерных отключений, продавцы “света” принялись диктовать цены и условия доступа к своему товару.

Прибыль выкачали, оборудование довели до износа

За последние 20 рыночных лет в Казахстане не построено ни одной новой электростанции. Старые же постепенно приходят в негодность. В итоге сегодня энергетика страны имеет явно ограниченный резерв мощности. И, как это всегда бывает в условиях дефицита, рыночные отношения в данной сфере сменились диктатом производителя. Электроэнергии не хватает, и потребители не имеют возможности выбирать ее поставщика. Если они уйдут, например, с Экибастузской ГРЭС-1, то вовсе не обязательно смогут заключить контракт с Экибастузской ГРЭС-2, Ермаковской ГРЭС или еще какой-то станцией. Ведь там все мощности тоже задействованы и привязаны к конкретным компаниям и регионам.

Тем не менее официально рынок энергии, поступающей потребителям с ГЭС и ГРЭС, не контролируется и считается “конкурентным”. Но, как показала жизнь, отсутствие регулирования было с выгодой использовано лицами, принимающими решения о продаже энергии тому или иному потребителю.

“Пользуясь выгодным положением, крупные станции навязывали ценовые условия, – констатирует директор департамента по регулированию в сфере электро- и теплоэнергетики Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Анатолий Шкарупа. – Когда мы провели проверку на обоснованность отказов снабжающим организациям в поставке электроэнергии от Экибастузской ГРЭС-1, то увидели нехорошую картину. Энергия продавалась по заниженной цене посредникам, которые в свою очередь продают ее по завышенной цене”.

Как выяснилось, крупнейшая электростанция Казахстана продавала электричество некоему ТОО “ТаразЭнергохолдинг” по 2,12 тенге за кВт.ч, которое в свою очередь реализовывало ее потребителям по 2,40 – 3,73 тенге за кВт.ч. Никакой полезной работы при этом не велось – посредник сидел на самой станции, а транспортировку оплачивал покупатель. В течение восьми месяцев эта “плодотворная” деятельность принесла “ТаразЭнергохолдингу” более 200 миллионов тенге чистой прибыли. По такой же схеме на станции “кормилась” еще одна контора – “Экибастузэнерготрейд”. В совокупности менее чем за год эти фирмы “заработали” на ЭГРЭС-1 около 1,5 миллиарда тенге.

Бешеный доход – одним, мрак – всем остальным

По данным экспертов, казахстанские угольные ГРЭС – одни из самых рентабельных в мире. Себестоимость производства энергии на них сегодня не превышает

2 тенге за кВт.ч. При отпускной цене от 2,48 до 3,25 тенге за кВт.ч. Доход владельцев станций составляет от 25 до 60%.

“Бешеная” по мировым меркам прибыльность Экибастузской ГРЭС-1 на самой станции не оставила никаких следов, кроме износа. Американская AES, выкачав из ГРЭС-1 сотни миллионов долларов, в феврале этого года продала ее “Казахмысу” в состоянии, близком к аварийному. Из восьми имеющихся блоков станции работают только пять. По крайней мере два блока требуют полной замены – третий (в 2003 году взорвалась крышка турбины) и восьмой, который не ремонтировался с 1985 года.

Новый собственник, благодаря покупке ГРЭС-1 заняв стратегическое положение, тоже, похоже, решил денег на модернизацию не тратить, а “по-быстрому навариться” на отечественном рынке электроэнергии.

“Это те деньги, которые станция должна была направить на развитие, – отмечает

г-н Шкарупа, – однако они поступали посредникам, которые закрывали потребителям прямой доступ к энергии. На юге данная проблема стоит еще более остро”.

Сегодня в ситуации вокруг Экибастузской ГРЭС-1 разбирается финансовая полиция. 30 сентября во время выездного совещания правительства в Павлодаре о выявленных нарушениях было доложено Президенту страны. Антимонопольщики подготовили пакет поправок в законы, регулирующие рынок электроэнергии. По сути, вводится мягкая форма регулирования тарифов для всех без исключения производителей.

В зависимость попадают целые регионы

Но пока власти разрабатывают новые законы, хозяева электростанций спешат заработать на своем дефицитном товаре. В зависимость от монополистов попадают целые регионы.

В середине октября правительство республики в очередной раз не приняло предложения акимата Костанайской области о введении государственного регулирования для производителей электроэнергии. “Только с начала текущего года цена покупки электроэнергии, реализуемой электростанциями, выросла на 46,8 процента, – сообщил начальник управления энергетики и коммунального хозяйства акимата области Аубакир Тайкешов. – При этом регулирующие госорганы не вправе проводить анализ цены на предмет объективности и обоснованности”. Тариф для конечного потребителя с начала года до ноября был повышен только на 19,8 процента. Власти области, которая является энергодефицитной на 70 процентов, требовали ввести “твердые” цены на электричество. Если этого не сделать, то в Костанае резко вырастут тарифы.

Это уже не первая просьба со стороны местных органов власти о введении госрегулирования тарифов на электроэнергию, сообщил Анатолий Шкарупа. Ранее подобные предложении поступали от акиматов южных областей. Еще в начале года по факту этих обращений был проведен ряд проверок, в ходе которых выявилось завышение себестоимости и тарифов местными ТЭЦ.

Вообще-то определение себестоимости производства электроэнергии не относится к компетенции Агентства по регулированию естественных монополий. Антимонопольщики регулируют только стоимость теплоэнергии ТЭЦ, которые производят одновременно электрическую и тепловую энергию. По теплу станции являются монополистами и попадают под регулирование. Однако с недавнего времени ТЭЦ стали превращаться в монополистов и на рынке электроэнергии. Особенно это касалось энергодефицитных регионов.

Когда интересы страны – побоку

Себестоимость электроэнергии ТЭЦ ниже, чем ГРЭС, так как горячую воду на тепловых станциях не сбрасывают в окружающую среду, а продают. Дешевизну энергии частные собственники ТЭЦ активно используют для собственного обогащения, списывая на ее себестоимость всевозможные расходы. В то же время износ оборудования, для модернизации которого они теперь требуют повысить тарифы, на некоторых станциях действительно высок. Но до того как оно износилось, из этих ТЭЦ успели выкачать солидную прибыль. Например, на находящейся в сложном техническом состоянии Павлодарской ТЭЦ-2 в свое время регулярно меняли номинального владельца. По словам сотрудников, их переоформляли как вновь принятых на работу, при этом их трудовые отпуска “сгорали”…

Приведенные нами примеры показывают, что даже при дефиците энергии со всеми его пагубными последствиями для экономики страны частные владельцы ставят на первое место быструю прибыль. При этом не имеют значения потребности станций в модернизации, которая и должна оплачиваться из полученных денег. Открытый рынок электроэнергии (система КОРЭМ) в условиях ее дефицита фактически умер, едва родившись. Передача стратегических электростанций в создавшейся критической ситуации в частные руки, как показала жизнь, вряд ли отвечает долгосрочным интересам развития страны.

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ