Наука без комплексов - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Наука без комплексов

Наука без комплексов

В Мажилис парламента поступил законопроект "О государственной поддержке инновационной деятельности". Самая главная цель документа - разделить финансирование прикладной науки между государством и частным капиталом.

  • 7 Ноября 2005
  • 898
Фото - Caravan.kz

В министерстве индустрии и торговли (МИТ), подготовившем этот законопроект, надеются, что у ученых появится стимул для активной научной деятельности. Однако вряд ли система взаимоотношений научных учреждений и государства настолько проста. В науке нужно решать целый комплекс проблем: плагиата, коррупции и элементарной левизны.
Нынешнее законодательство давно устарело. Оно носит советский характер, когда практически не существовало такого понятия как интеллектуальная собственность. Все, что производил и созидал человек, принадлежало государству. Такая же картина наблюдалась и в научной среде. Никто не оспаривал такое положение вещей: считалось, что это нормально: кто платит, тот и заказывает музыку.
Однако все государственные вливания в науку так и не принесли сколько-нибудь ощутимого результата: как не было продвижения на научной ниве, так нет и до сих пор. И вот наконец в правительстве поняли, что главная загвоздка в том, что ученые не заинтересованы внедрять свои изобретения в практику: им от этого ни зарплаты, ни славы не прибавится.
Именно поэтому МИТ и предлагает принципиально решить вопрос с авторским правом: результаты научно-исследовательской деятельности после принятия закона станут собственностью ученых и научных коллективов. Также разработана новая концепция финансирования науки.
Ученые будут получать не только государственную помощь, но и смогут продвигать свои разработки с помощью венчурных фондов, которых в стране уже зарегистрировано семь.
Ученые будут получать поддержку от замысла до воплощения. До 250 тысяч долларов обещает выделять государство на завершенный цикл — начиная с разработки бизнес-плана и заканчивая патентованием изобретений за рубежом и опытно-конструкторской разработкой инноваций.
Безусловно, стоимость одного проекта будет оцениваться специальным экспертным советом: не обязательно все предлагаемые проекты получат финансовую подпитку (главное требование — инновационность) и не факт,что все они выльются в сумму 250 тысяч долларов, отдельные будут стоить гораздо дешевле
После того, как проект получит логическую законченность, к финансированию подключаются частные венчурные фонды, которые созданы именно для того, чтобы делать инновационные проекты реальностью.
Сегодня ни в МИТ, ни в каком бы то ни было другом ведомстве не могут точно сказать, в какой области научной деятельности Казахстан сможет сделать прорыв.
Именно с целью изучения потенциала проводится ревизия научных разработок всех научных учреждений. Мы видим, как стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, космическая промышленность, нефтехимия. Возможно, что на данных направлениях и нужно концентрировать свои усилия казахстанским кулибиным. В МИТ считают, что именно в этих сферах Казахстан имеет наибольший научный потенциал. Но на чем зиждется такая уверенность, не совсем понятно. Перспективных разработок ни в одной из этих областей нет, и вряд ли они смогут появиться, учитывая то плачевное состояние, в котором пребывает наука.
Но только ли потому, что у казахстанских ученых не было права на интеллектуальную собственность, наука оказалась в загоне?
Долгое время на науку выделялось недостаточное финансирование. Поэтому страна пережила тяжелейшую утечку мозгов на Запад, где ученые могли не только не думать о хлебе насущном, но и продолжать эффективную научную деятельность.
За последние годы ситуация с финансирование науки в Казахстане стала улучшаться. Например, в этом году на 60 процентов увеличилось финансирование науки за счет государственного бюджета, составив 13 миллиардов тенге. Но этих средств крайне мало для того, чтобы наша наука стала конкурентоспособной: о возвращении уехавших из страны ученых уже не может быть и речи, а остающиеся в стране научные кадры тоже растеряны — одни ученые уже не работают по специальности, другие — преклонного возраста.
Казахстану остается только одно: создавать новую формацию ученых.
Обратив внимание на образование (теперь с помощью президентской программы «Болашак» за рубежом будет ежегодно обучаться до 3 тысяч молодых людей), сделан верный ход. За счет гвардии болашаковцев страна может продвинуться вперед, поскольку западное образование объективно основательнее, чем нынешнее отечественное.
И хотя мы любим повторять, что наши вузы ничем не хуже, на самом деле это далеко не так. Волна коррупции, абсолютно безнаказанной и непорицаемой, накрыла наши учебные заведения, начиная от колледжей и заканчивая университетами.
Периодически студенты пытаются бороться со взяточничеством своих наставников с помощью акций «Чистые руки», но глобального положительного эффекта эти разовые протесты не приносят. Что говорить о простых преподавателях, если практически любая руководящая должность в ректорате доступна только через условные единицы?!
С помощью отечественных университетов мы не можем закрыть даже дефицитные специальности, а что говорить о научном будущем?
В самой научной среде нет-нет, да и возникают скандалы вокруг плагиата. Интернет предоставляет поистине неограниченные возможности, и некоторые молодые ученые (а иногда и ученые с именем) пользуются плодами чужого труда, полагая, что в Сети кроме них никто не «гуляет».
Впрочем, положение казахстанской науки небезысходно. Еще год назад глава государства Нурсултан Назарбаев предложил провести структурные преобразования в научной сфере с целью увеличения ее роли в реализации индустриально-инновационной политики.
Тогда он заявил не только о том, что нужно привлекать средства частного бизнеса для финансирования проектов фундаментальных и прикладных исследований (на уровне законопроекта МИТ уже сделано), но и сконцентрировать науку в университетах, как это делается на Западе (не сделано).
Президент предложил создать группу из 5-7 элитных университетов страны, в которых существуют все необходимые условия для расширения научного потенциала. И главное, на что был сделан особый акцент: ректоры этих вузов должны назначаться указом главы государства. «Когда университеты будут заниматься реальной наукой, тогда мы вырастим новое поколение ученых», — заявил тогда Нурсултан Назарбаев.
Правильное понимание, как должны мы поднимать науку, есть. Быстро сделать это не получится. Понадобится 10-15 лет, прежде чем мы сможем без напускной важности говорить о нашем научном потенциале. Но к этому надо двигаться.
Второе, а, по сути, самое важное и принципиальное предложение главы государства пока остается на бумаге.
Правительство пока не заявило о своей готовности вместе с наукой реформировать и высшее образование, которое будет готовить квалифицированные научные кадры.