Наступим на старые грабли! - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+10 °C
Алматы
2024 Год
10 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Наступим на старые грабли!

Наступим на старые грабли!

За что можно любить казахстанскую политику, так это за честность и постоянство. Сказали, что будем строить рынок, - вот мы его и строим.

  • 8 Октября 2003
  • 755
Фото - Caravan.kz

Сказали, что по пути будет тяжело, — вот нам и тяжело. Сейчас, правда, уже кое-что построили. Да и кое-где жить стало легче.
Или, вот, возьмем политиков. Они у нас, как на подбор. В смысле, никуда не выпадают. Куда глава государства, — туда и они гурьбой. И все заседают, переговоры ведут, ездят, выступают. Работают, значит.
И тут такая оказия случилась…
Только наш президент выбрался, наконец-таки в краткосрочный отпуск, — произошло что-то просто поразительное. Многие из вас и забыли за лето, что на местном политолимпе есть такая должность: госсекретарь РК. А тут, поди ж ты, — всего за одну прошлую неделю нынешний счастливый обладатель данного поста, аж три (3) раза засветился. Да, как!
Итак, прямо по дням. Вторник — госсекретарь проводит совещание по вопросам развития государственного языка. Среда — госсекретарь снова проводит совещание. Теперь по вопросам борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Четверг — госсекретарь проводит встречу с учителями республики.
За три дня три встречи. Все по тематике разные, но очень серьезные. Даже, очень и очень.
Возьмите вопрос о госязыке. В свое время, лихое будирование этого вопроса привело к отъезду из страны многих взрослых (а с ними и членов их семей) — лояльных, профессиональных, но мало что сведущих в хитросплетениях языковой политики молодого государства. Потом, все успокоилось. Президент высказал мнение, что обучать языку лучше всего начинать с детей, в дошкольных, школьных и иных заведениях. И все были довольны. И дети стали осваивать государственный язык. И хорошо, между прочим, чтобы ни говорили, осваивать.
Но вот, настает прошлый вторник, и, что же? Караул! Чуть ли не «заговор злобных троцкистов» разоблачен. Детей, оказывается, учат плохо, учебных пособий не хватает, а про преподавателей, вообще никто говорить не хочет. Правда, анализа причин: почему это так, и кто так командовал у нас в республике данными вопросами, — проведено, почему-то, не было.
А тут еще и на негосударственных телеканалах совсем от рук отбились: транслируют передачи на государственном языке — преимущественно в ночное время! Ренегаты! Ату их!
И вывод тут же: пересмотреть соответствующее законодательство на предмет того, чтобы негосударственные теле — и радиоканалы вели передачи на государственном языке в прайм-тайм. Вот так. Ни больше, ни меньше. И снова — ни слова не было сказано о том, какие же это «специалисты» умудрились подготовить такой закон, которым любой редактор может пользоваться так, как это ему выгодно. И правильно делает — ведь у нас типа рынок и демократия. А демократия — это, в первую очередь следование законам. А если уж закон такой… то, извините господа законодатели. И рынок — он то обязан следовать своим коммерческим интересам. Иначе это не рынок.
Или кому-то из тех, кто готовит и принимает законы, это еще не разъяснили?
И еще. Почему-то, ПРО выделение госсредств на поддержку госязыка в эфире, — на это нужное и благое дело, — сказано на этом памятном для всех независимых электронных СМИ совещании ничего не было. Или госсекретарь постеснялся ПРО ЭТО сказать? А может, он и не собирался. Вероятнее всего. Да точно! Ну, нету у него в госбюджете средств на оплату милых его сердцу фильмов, клипов и программ на государственном языке.
Промолчали, естественно, и его же бывшие замы и помы в его же, но теперь уже бывшем, правительстве. А раз так, то непонятно — как же пересматривать соответствующее законодательство? Ведь, если не будет средств, юристы теле — и радиоканалов мигом найдут способ, — как обойти и очередной закон. И плясать владельцы коммерческих каналов под чью-то дудочку не будут. Только, что разве государственные. Хотя вроде бы их то — раз два и обчелся.
Еще странно одно. Почему бы госсекретарю, в развитие вышесказанного, например, не позвонить бы редакторам всех издающихся в республике газет и не поручить им издавать оные по знаменитому принципу «50 на 50», с приоритетом государственного языка. Хотя, с другой стороны, и это вроде бы не предусмотрено в том законе.
Понятно, что речь идет не против государственного языка. Его необходимо внедрять и всячески способствовать тому, чтобы его осваивало как больше граждан Казахстана.
Но как? Где четкая и ясная программа развития государственного языка? Именно ЧЕТКАЯ и ЯСНАЯ государственная ПРОГРАММА. Прочитав которую, каждый бы смог понять: какие суммы выделяются на изучение языка, включая подготовку необходимых кадров преподавателей, а также словарей, учебников, теле — и радиопрограмм и так далее.
А самое главное, — С КОГО конкретно можно будет спросить за срыв каждого раздела и пункта этой программы. Ведь до тех пор, пока мы не научимся вписывать в каждый документ конкретных исполнителей ответственных за его выполнение — до тех пор так и будем время от времени возбуждаться и говорить красивые слова. А чиновники, вроде бы ответственные за выполнение этих прекрасных решений, будут посмеиваться, похаживать в свои симпатичные кабинеты и разъезжать на дорогих автомобилях.
И еще. Если, Конституцией нашей республики установлено, что у нас также имеется и «официально употребляемый» язык, то зачем же его искусственно «подрезать»? Кстати, этот язык является также и одним из официальных языков Организации Объединенных Наций. На нем написано множество великолепных литературных произведений.
Общепризнанно, также что в мире имеется только два языка, владея которыми, можно приобщиться ко всему интеллектуальному богатству накопленному человечеством во всех отраслях знаний — английский и русский. За что благодарить надо, как сами эти языки, так и переводчиков и издателей высочайшего класса.
Мы же тут, внезапно, опять решили наступить на старые грабли…
Но это, что. Если помните: в прошлую среду госсекретарь боролся с наркоманией. Такой вот переход от духовных дел к мирским.
И тут оказалось все не совсем в порядке. Госконтору, которая этой борьбой занималась, в свое время, «слили» с другими и ими же «размыли». Бардак форменный! И, как хорошо, что у нас есть отдохнувший и решительный экс-премьер, он же госсекретарь.
Он взял, и сразу почти всем министрам раздал задания. Делайте то, делайте это, и т.д. Те слегка удивились такой ретивости бывшего коллеги. Но так и не поняли. Где они теперь работают: в правительстве РК, или госсекретариате РК? И, зачем им ОПЯЬ воссоздавать антинаркоманское ведомство, если все равно с наркобизнесом особо активной борьбы не очень то замечается?.. Или опять не нашли ответственных за выполнение предыдущих решений?
А потом, был четверг. Госсекретарь вспоминал, вместе с преподавателями страны, свое учительское прошлое. Говорил правильные слова. Очень правильные. И очень много. Прямо, как на предвыборной встрече. Правда, видимо всем очень хотелось услышать, — что же государство сделает для них, для всей системы образования? И, — главное, — кто конкретно будет отвечать за то, если обещанное не будет сделано. И как? Снимут с одного поста и…
Не услышали мы и ответа на главный вопрос: зачем Имангали Тасмагамбетову — госсекретарю РК вдруг понадобилось проводить три столь важные для общества встречи в темпе шахматного блица? Что его так торопило? Или, кто?..
В любом случае, сезон стахановского движения «Наступим на старые грабли!», — можно считать открытым…