Одни руководствуются историческим опытом традиционного общества, в котором она пользовалась большей свободой, чем другие представительницы прочих восточных народов. Другие же призывают следовать консервативным установкам ислама и настаивают на вторичности роли женщины в системе общественных отношений. Но есть еще и те, кто привержен самым современным гендерным тенденциям, предполагающим абсолютное равенство женщин с мужчинами.
Редакция Central Asia Monitor поговорила на эту тему c людьми, принимающими активное участие в формировании общественного мнения. Некоторые цитаты из данного материала приводит Caravan.kz.
«НАШИ ЖЕНЩИНЫ БЫЛИ ВОИНАМИ»
Как считает, главный редактор портала kieli7su.kz по свидетельствам историков и этнографов Земфира ЕРЖАН, положение казахских женщин в традиционном обществе имело свои особенности. Очевидно, что это было связано с большей степенью их непосредственной вовлеченности в хозяйственную деятельность кочевого социума; продиктовано условиями разделения труда.
— К слову, ссылаясь на казахский фольклор, можно утверждать, что проблемы, имеющие отношение к «феминизму», издавна не были чужды казахской среде, — говорит Земфира Ержан.
К примеру, в эпосе «Кобланды батыр» есть очень показательный для данной темы эпизод. Когда Кобланды отказывается выступить в поход вместе с батыром Караманом, ссылаясь на то, что его жена Куртка еще не успела вырастить скакуна Тайбурыла, тот высмеивает его:
«Қатынның тілін алған соң,
Неше батыр болсаң да,
Арыстаным Қобыланды,
Қатын да емей немене?!»
Что в переводе на русский звучит следующим образом:
«Если уж ты слушаешь советы женщины,
Каким бы батыром ты ни был сам,
Подобный льву Кобланды,
Разве ты не уподобляешься женщине сам?»
— Казахов, думаю, во взгляде на роль женщины в обществе всегда отличал известный прагматизм, — добавила Ержан. — Известно, что наши женщины были и воинами тоже. Начиная с Томирис и Бопай. Эта традиция была продолжена Алией, Маншук, Хиуаз и многими другими доблестными дочерями казахского народа.
Но при этому она не считает, что образы «мужчина – глава семьи», а «женщина – хранительница очага» не слишком распространены и популярны в нынешнее время. В том числе в силу элементарной экономической необходимости, в условиях которой большинство женщин вынуждены работать для того, чтобы прокормить свои семьи.
— Добавьте к этому социальную незащищенность многодетных матерей. Одно дело – предаваться фантазиям о патриархальном рае. Другое – не иметь на то социальных и экономических оснований в виде эффективной государственной политики поддержки семьи и роста демографических показателей. Кроме того, современные казахстанские реалии свидетельствуют, скорее, об иных тенденциях, — подметила г-жа Ержан.
Но, как предполагает Ержан, если отказаться от стремления формировать национальный женский идеал с сугубо мужской точки зрения, то главным его критерием должно было бы стать такое качество, как «счастье».
— Идеальная казахская женщина – это счастливая женщина. Конечно, большое значение для нее имеют семья и дети. Равно как и реализация ее профессионального потенциала, — добавила она.
«КОЛЫБЕЛЬНЫЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
Писатель Канат ТАСИБЕКОВ считает так:
— Абсолютно свободный человек по сравнению с тем, что было в других восточных деспотиях. Например, казахские женщины на равных состязались с мужчинами в поэтическом мастерстве во время айтысов. На больших тоях проводились соревнования по женской борьбе, наиболее известные победительницы даже выходили бороться против мужчин, — сказал писатель.
Что касается современного общества, писатель отметил, что «еще не видел никого, кто хотел бы отдать свою дочь в качестве чьей-то второй жены, чтобы она мыла мужу ноги и еще кланялась ему».
— Мы отправляем дочерей получать образование за границу, они путешествуют, учат языки. Мы хотим, чтобы они состоялись как личности и, конечно, как счастливые матери семейств. Просто важен баланс, — отметил Тасибеков.
Также популярный публицист подчеркнул важность того, чтобы казахские женщины могли найти баланс между семьей и карьерой, между традициями и модой, между своим родным и трендовым чужим. А для самого г-на Тасибекова важно, чтобы эта женщина пела колыбельные своим детям на родном языке.
«ГОРДИТЬСЯ ПОКА НЕЧЕМ»
Блогер Асель БАЯНДАРОВА не знает, каким был идеальный образ у ее предков, но, как описывали путешественники, судьба кочевницы была трагичной. Практически это была тяжёлая участь вьючного животного. И не потому, что такова особенность наших предков в те времена все жили сурово и не были защищены достижениями науки, техники и медицины так, как современный человек.
— Как и куда повернёт история в ближайшее время, не могу предугадать – слишком много переменных. Но сохранение прежней роли женщины будет означать для нее поражение. Нам гордиться пока нечем, — подчеркнула она. — Глобализация и Интернет сотрут различия в восприятии мира значительно быстрее, чем мы можем себе представить, и в этом стремительно меняющемся мире будут не так важно этническое происхождение, раса и даже пол человека. Поэтому, может, пора перестать искать свой особый казахский путь развития? Не лучше ли попытаться понять, что значит быть просто человеком? Ведь человека делает человеком уж точно не то, какой пол дан ему от рождения.