Вообще, тексты и рисунки на стенах домов, подъездов, полуразрушенных мест тусовки молодежи с окраин, можно оценивать как своеобразное зеркало общества, его культурного облика, музыкальных и романтических предпочтений.
Рисуют в основном, конечно, подростки — берут мел, баллончики с краской или просто гвоздь и делятся со стеной самым сокровенным: может — не с кем, может — генетический зов предков…
Скажем, лет десять-двадцать назад на стене можно было увидеть такие диагнозы: «Цой жив в наших сердцах» или «Люблю Юру Шатунова!», а также вечные, вышеупомянутые «здесь был…» и «все казлы». В нашем сегодня остались разве только последние — «любовные послания», а почти все остальное занимают graffity — механически разработанные цветные разрисовки собственной подписи, отличить которые друг от друга весьма проблематично.
Есть и третий распространенный вид «искусства настенной надписи» — так называемый «туалетный писака», однако большая часть произведений данного «жанра» не имеет возможности быть обсуждаема по вполне понятным мотивам самоцензуры…
Нацарапали картинку
Граффити (в переводе с итальянского — «нацарапанный») — детище мрачных негритянских гетто Америки: сначала бедные и угнетенные рисовали на стенах углем, мелками и прочей дрянью. Рисунки эти имели буквенное начертание — что-то о вечной жизни и о том, что Иисус был черным (Jesus was a black man)… Со временем выработались и определенные стили, а мел и маркеры заменили баллончики с краской.
В исследовательской литературе граффити рассматриваются как источник информации о социальной группе, как средство коммуникации молодежной субкультуры (Bushnell), как территориальные знаки, помечающие пространство (Ley, Cybriwsky), как феномен культуры постмодернизма (Kozlovska), и т. п. Хотя сами граффитчики на данные темы не заморачиваются, а просто рисуют.
Рисовать нужно быстро, потому как граффити — это все же «нарушение общественного порядка», хулиганство, так как «устряпывают» художники в основном общественные места, чтобы виднее и заметнее окружающим был их «стайл». Хотя современное рыночно-денежное мышление создало и граффити-профессионалов, которые получают хорошее вознаграждение за граффити-рекламу.
Например, петропавловец Олег Кожевников (в творческом мирУ известный под ником «Хмурый») за нанесение дюжины рисунков (читать: за дюжину нарушений общественного порядка) получил 500-долларовое вознаграждение (а также штраф величиной в 3 мрп) и заказ на такое же разграффичивание от известной марки сигарет, что, в общем-то, перевело его из клана граффити-бездельников (сами они себя называют «граффити-райтерами»), в ранг дизайнера рекламы.
А его «подельник» Максим Худяков (он же «Ёжик») имел удовольствие подзаработать на недавних выборах президента РФ, рисуя в Тюмени стилизованную под граффити рекламу «Зюгановского пути» и, на соседних стенах, — антирекламу «Медвежьего курса», что было сопровождаемо некоторыми проблемами с милицией, зато особо оплачиваемо из коммунистической кассы — 1000 бумажных американских президентов.
Граффитчики в респираторах (краска опасна для организма даже в небольших количествах) проводят между собой соревнования на скорость и уникальность подписи, атакуя арки, плиты, заборы, в общем — стены. Оставляя после себя красочный, но в большинстве случаев смыслоНЕсодержащий след — чаще всего это сочетание слов «Rap» (что до происхождения РЭПа — все чаще оно заменяет наиболее распространенную раньше трехбуквенную заборную надпись, может, это не случайность?..) и Yo, которое, если зрить в его английский корень — всего лишь «эй».
Вот так-то — идешь, а стена к тебе обращается: «Эй, посмотри!» И хоть автор в основном ничего не имеет ввиду, стоит, наверное, уже воспринимать граффити как самостоятельный стиль современной живописи: смотрим на сюрреалистические или вполне реалистичные картинки…
Магия слова
Что до меня, то я не особый поклонник уличной почти профессиональной граффити-галереи, довольно назойливо выставляющей себя на всеобщее обозрение.
Среди тысяч настенных рисунков лишь малую долю занимают рисунки не порабощенных рэп-хип-поп — культурой подростков. Эти пишут и рисуют непрофессионально, но я бы сказал более честно, с чувством. Именно такие надписи некоторые современные исследователи считают врожденным инстинктом к реализации магии слова и рисунка — этакое woodoo.
То есть, каждая надпись — есть формула, которая должна сработать.
Если не обращать внимания на приколы (надпись на стене у лифта — «Проезд пенсионерам — бесплатный») и бессмыслицу вроде «Танька, дура, хахаха» и «Здесь был Вася» (вот на Эвересте это была бы надпись с большим смыслом, а так — ну не смог больше ничего придумать, а изгадить стену очень хочется), на стене вы можете увидеть самые разные переживания-формулы. Глубокую — не смоешь, не закрасишь — кривую борозду складывающуюся в отметку зацикленного на армии дембеля: «ДМБ 13.04.07» — надпись обведена кружком и рядом нарисован солдатик в каске — человек отслужил, отдал армии два года жизни, два года нервов, вроде как его судьба…
Далее кричащая безапелляционная надпись «Есиль-Богатырь» — чемпион!» А вот красная, почти кровавая подпись пацанвы: «Асет, Адай, Нурбол — друзья (кенты)» — возможно, клятва в вечной дружбе.
А кто-то мечтает о лаврах Брюса Ли (или кто там сейчас на небосклоне драчунов) и рисует китайский «инь-янь» — сопровождая девизом «бей как молния, исчезай, как ветер…» и себя в костюме воина-ниндзя.
И, конечно, тысячи корявых сердечек с именем и пронзенной стрелой — «Маша (Валя, Катя, Гуля, Дина…) + Саша (Вася, Коля, Нурик, Асхат, Тимур …) =… Любовь… Или более расширенных и конкретизированных текстов, вроде подписи несчастной девчонки о любви к однокласснику: «Дима, я тебя буду любить всегда. Наташа, 8-ой класс» — может быть, нарисовав карандашиком самое заветное, она тут поплакала и сопроводила надпись неумелым портретом…
Пишется все это часто в самых укромных местах — под лестницей, на стройках, в подвалах, что говорит об искренности просимого и желаемого. И вот тут стоит вспомнить, что древние к словам и рисункам относились как к магии — петроглиф «убийство мамонта» был своеобразной программой предстоящей охоты — верили неандертальцы. Если нарисовать мамонта убитым — так будет и на самом деле.
А позже, с появлением письменности, древние стали думать, что они перекладывают на камень (первая письменность) свой собственный голос, который отныне будет жить в камне. Это истоки культуры вудуизма. А если сравнить их с «С+М=Л» — это типичное заклинание.
Вот так, неосознанно мы колдуем сбычу наших мечт, превращая порой простой подвал в оккультный храм, а стену в алтарь…
Фото автора