Сайт Всемирного индекса IQ разместил результаты тестирования на IQ, проведенного среди жителей различных государств в 2023 году, и составил на их основе рейтинг. Казахстан попал в этот список и смог улучшить свои позиции. В опубликованном рейтинге отображены средние значения IQ для каждой страны, актуализированные к 1 января 2024 года. Исследование базируется на информации о 1 691 740 участниках из разных уголков мира, которые проходили идентичный IQ-тест на данном ресурсе в течение 2023 года, передает Caravan.kz.
«Средний уровень IQ, как правило, выше в Восточной Азии. Близок к среднему в Европе, Западной Азии, Океании, Северной Америке и Северной Африке. И ниже среднего в Центральной и Южной Африке, а также в Латинской Америке», – отметили в Международном реестре IQ.
Что касается нашей страны, Казахстан в этом рейтинге занял 64-ю позицию из 115 стран. Средний показатель IQ у прошедших тест казахстанцев составил 97,26, прошли его 6 329 человек. По итогам предыдущего периода IQ казахстанцев составлял 94,65 (проходили 11 573 человек). Таким образом, показатели IQ улучшились на 2,61 балла.
Первое место в рейтинге занимает Корея, второе – Китай, третье – Иран. Россия расположилась на 26-й строчке, Кыргызстан – на 89-й. Последнюю строчку занимает Габон.
На сайте Международного реестра IQ отмечено, что предложенный ими тест используется на международном уровне миллионами пользователей, и новые люди проходят его ежедневно. Статистические данные, установленные на основе общих результатов, позволяют проверить его надежность по отношению к IQ-шкалам, представленным кривой Гаусса.
Для разбора позиций Казахстана и объективной оценки этого рейтинга корреспондент медиапортала Caravan.kz обратился к казахстанским экспертам в сфере образования.
Отечественный педагог и историк Самат Курмангалиев считает позитивным моментом, что Казахстан улучшил свои позиции, но в то же время 64-е место из 115 говорит о явном отставании от значительного количества стран.
«Для начала можно кратко объяснить, что такое IQ. Итак, IQ, или коэффициент интеллекта, — это число, которое показывает, насколько хорошо человек справляется с задачами и вопросами, требующими логического мышления, понимания, запоминания и решения проблем. Это как оценка для ума, которая помогает понять, насколько быстро и эффективно кто-то может мыслить и обучаться. Но важно помнить, что IQ не отражает все стороны человеческого разума или талантов, а лишь один из аспектов интеллекта.
Что касается результатов нашей страны, то здесь, на мой взгляд, правильным будет рассмотреть это с разных сторон. Казахстан показал рост среднего IQ с 94,65 до 97,26, что, очевидно, является пусть не глобальным, но все же положительным трендом и указывает на улучшение образовательных стандартов или других факторов, влияющих на интеллектуальные способности населения. Да и в целом принятие участия в таких исследованиях полезно для страны, так как это предоставляет данные для рассуждений, анализа и возможности для развития образовательной политики.
Что касается минусов, то позиция в рейтинге — 64-е место из 115 стран — указывает на то, что есть значительное количество стран с более высоким средним уровнем IQ. Это в какой-то степени говорит о потребности в дальнейшем улучшении образовательной системы и инвестициях в развитие человеческого капитала. Вопросы вызывает и размер выборки – хотя исследование охватило 6 329 человек, этот объем едва ли полностью отражает все многообразие и региональные особенности страны, что потенциально может влиять на точность результатов.
В целом же улучшение показателей IQ – это, безусловно, хороший и благой порыв, но важно учитывать, что IQ – лишь один из многих индикаторов интеллектуальных способностей и он не отражает всей картины образовательной и интеллектуальной среды в стране», — поделился мнением Самат Курмангалиев.
Кандидат педагогических наук, эксперт PISA, директор издательского дома «Көкжиек-Горизонт» Наталья Новосельцева в свою очередь также обрисовала самые явные, на ее взгляд, плюсы и минусы этого рейтинга.
«У людей могут быть самые полярные мнения по поводу занимаемого страной места, например: «Ну стоим мы тут на 64-м месте, ну хорошо. Ой, нет, не хорошо! А как может Иран занимать второе место? А мы только вот…»
Чем хорош данный тест на IQ? Во-первых, пройти его может каждый желающий, находясь в любой точке планеты. Во-вторых, нет ограничений по возрасту. Как известно, такие международные исследования как PISA, PIRLS, проводятся среди школьников определённого возраста, PISA – для 15-летних. В-третьих, к этому тесту не готовятся заранее, нет такого ажиотажного стремления «догнать и обогнать» какие-то страны, как, например, мы сейчас наблюдаем с исследованием PISA в Казахстане.
Но и минусов у такого тестирования предостаточно. Очень слабая, непонятная аналитика, даже не аналитика, а скорее, просто статистические данные. Можем увидеть только анализ по возрасту, статистику по количеству прошедших тест, рейтинг из 1-2-3 мест за последний час. Вот, пожалуй, и все. А в серьезных международных исследованиях делается глубокий всесторонний анализ по каждой стране, даются рекомендации системам образования. Например, отчет PISA состоит из двух томов общим объёмом 950 страниц.
По поводу декабрьского сообщения, что Казахстан вошел в топ-50 стран по математике и естествознанию, надо заметить, что у исследования PISA никогда не было названного рейтинга. А учитывая количество стран, принявших участие в исследовании, 50-е место вовсе не достижение, а скорее, наоборот. Мне уже удалось дать комментарии по результатам Казахстана в исследовании PISA на страницах издания Caravan.kz. Повторюсь, читательская грамотность в стране на очень низком уровне. Нужны системные изменения в сфере образования, чтобы улучшить положение. Наше издательство тоже направляет свои усилия в эту сторону. В феврале вышли книги, адресованные педагогам, которые, как надеются авторы и издатели, помогут в решении проблемы читательской грамотности. Обе книги впервые издаются в Казахстане. Это книга Е.С. Романичевой, Г.В. Пранцовой «Функциональное чтение: теория и практика» и книга Е.С. Романичевой «Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технологии (курс лекций для учителей)». А 28 марта с автором Романичевой Е.С. состоится дистанционный семинар, где педагоги смогут задать свои вопросы автору», — прокомментировала Наталья Новосельцева.