Такой вывод можно сделать по показателям кассовых сборов, собранных за довольно непродолжительный период проката.
Например, по информации сайта «Тикетон», фильм «Районы» с 3 по 7 ноября заработал 109 миллионов 244 тысячи тенге. Фильм «Тараз» за первые четыре дня проката, по данным сайта «Бродвей» набрал 85 миллионов тенге.
Откуда у нашего зрителя такое желание смотреть новое казахстанское кино корреспондент медиа-портала Caravan.kz спросил у известного кинокритика Олега Борецкого.
— Судя по кассовым сборам этих лент, можно ли судить о том, что казахстанское кино стало более качественным?
— Я не стал бы так категорично говорить, что наше кино поднялось до качественного уровня. Хотя в последнее время стало появляться что-то интересное.
Думаю, прорыв произошел бы тогда, если бы у нас снимали бы фильмы, не связанные с темой криминала.
Что касается фильма Акана Сатаева — «Районы», то он мне понравился меньше.
Картина сделана, как ностальгический фильм для таких людей, кому за 40-50 лет. С точки зрения сленга, который был в 80-х в Алма-Ате, это кино точно передает всю ту атмосферу.
Конечно, фильм во многом был «зажат». На мой взгляд, это не самая лучшая лента Акана Сатаева, в тройку первенства она не попадает. Если говорить об аналогии, то картина, которая снималась Рашидом Нугмановым — «Игла» — намного лучше передает дух того времени.
Сатаеву удается пока балансировать на канате между идеологическим и молодежным кино, но пока это не очень получается.
«Тараз» мне понравился больше. Он очень грамотно сделан в жанре криминальной драмы. Отрадно, что Нуртас Адамбай не побоялся сломать стереотип своих комедийных ролей и комедийных фильмов.
Кому-то это картина не нравится, кто-то ждал хеппи-энда, но это проблема самого зрителя. Потому что все упреки, которые я слышал в адрес этого кино, они примитивны, на мой взгляд.
Кроме того, там есть смысл, который не укладывается в просто случайность, которая произошла, обрекла всех героев на криминальное и роковое стечение обстоятельств. Там все намного сложнее, если глубже капнуть.
Здесь, безусловно, есть творческий элемент наших режиссеров. Кто-то идет по проторенной дорожке и эти картины будут появляться и дальше, я имею в виду комедийный жанр, потому что здесь уже все определенно, что и как. А есть режиссеры, которые пытаются сделать что-то новое, оригинальное, донести посыл или оставить послание. Просто идет процесс развития кино, на 20-25 казахстанских картин, которые снимаются каждый год — это закономерно.
— Какое кино надо снимать казахстанским режиссерам?
— Кино, которое зритель понимает, например, драму. Снять «попкорновую» казахскую комедию или криминал, брутальность, антураж, игры в экш и так далее легче. Я так абсолютно об этом просто говорю, хотя понимаю, что это сложно делать. Но тем не менее, нужно снимать обыкновенную романтическую историю. На моей памяти только всплывает фильм «Он и она». Причем, хочу подчеркнуть, что я не говорю только о жанре, а о картинах, которые можно смотреть. Надо не забывать, что кино- многожанровое и не надо зацикливаться только на комедиях, криминале и исторических эпопеях, которые снимаются по заказу телеканала «Хабар». Поэтому это все примитивно и узко. Есть такой жанр — «драма». В нее вкладывается очень много, причем, там может присутствовать и юмор, но там есть глубокий смысл – кино ориентированное не только на развлечение, но и умозаключение.
— Есть ли среди отечественных режиссеров, способные на такое кино?
— Есть. Много среди молодых. Но нужна поддержка, необходим закон о кино. Много аспектов, которые влияют на всю систему.
Кино есть, но его можно и нужно поднимать на другой уровень.
Пока, к сожалению, у нас снимают кино, которое хорошо оплачивается и исходит из зрительских запросов. Когда зритель приходит в кино, он хочет посмеяться, хочет получить экшн. Также есть фильмы, заточенные под кинофестивали.