Но вот получат ли казахстанцы в результате очередных реформ достойные пенсии?
Любое реформирование, тем более заданное на таком высоком уровне, это практически всегда признание кризиса системы. В данном случае – системы пенсионной. Этот кризис – показатель общей экономической ситуации в стране, но в опасности находятся наши с вами деньги, накопленные за последние 15 лет.
Сегодня большая часть пенсионных фондов не зарабатывает, а проедает деньги своих вкладчиков. В выписках с индивидуальных счетов за 2011 год у многих казахстанцев вместо дохода в некоторых месяцах указаны убытки.
По состоянию на 1 октября 2011 года накопленный уровень инфляции в Казахстане за 5 лет составил 61,6 процента. Или 12,3 процента в среднем за год. За это же время средний коэффициент дохода по пенсионным активам НПФ составил 32,3 процента. В среднем за год – 6,5 процента. С начала прошлого года пенсионные взносы увеличились на 17,3 процента, а пенсионные накопления вкладчиков только на 11,7 процента. Так что доходность наших пенсионных активов не покрывает даже инфляцию. Все это ставит проблему плохой работы НПФ в разряд системных рисков финансового сектора всей страны.
– В обществе растет неудовлетворение пенсионной системой. Особенно отрицательной доходностью за последние годы. – Это главный недостаток, – рассказал в интервью “Каравану” председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар АЛИБАЕВ.
Три проблемы системы
– У пенсионной системы сложилось три проблемы, – поддержал его директор центра макроэкономических исследований Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ. – Во-первых, это неспособность пенсионной системы обеспечить доходность выше инфляции. Во-вторых, риск нехватки средств при росте выплат. В-третьих, груз расходов по решению проблем пенсионной системы будет компенсирован государством. Иначе говоря, вместо обещанной разгрузки бюджета ожидается еще большая нагрузка. И, наконец, самое главное: накопительная пенсионная система дает низкий уровень пенсий, показывая тот же результат, в котором обвиняли прежнюю солидарную модель пенсионной системы.
В Казахстане есть надежные предприятия, которые могли бы привлекать деньги НПФ. Это преимущественно государственные компании по добыче нефти, газа и металлов. Но они в деньгах обычно не нуждаются. Им казахстанская биржа неинтересна. Компании среднего уровня на биржу выйти не могут – слишком жесткие требования. А про мелкий бизнес я вообще не говорю. Иными словами, экономическая ситуация в стране не позволяет сдвинуть пенсионную систему с места.
Другой вариант – реализация инфраструктурных проектов. Но опыт работы таких компаний пока только плохой.
– У нас они реализовывались, но, к сожалению, показали себя отрицательно, – рассказал А. Алибаев. – Самая показательная история – с АО “Досжан темир жолы”, которое построило железную дорогу Чарск – Усть-Каменогорск, но сейчас работает в убыток. Всего таких проектов было около двух десятков. Все это упирается в ту систему, в которой вынуждены существовать накопительные пенсионные фонды. Я имею в виду общую систему коррупции, которая царит в стране.
Что скажут “архитекторы”?
Олжас Худайбергенов пришел к другому выводу. По его мнению, нам следует отказаться от чилийской накопительной модели и вернуть прежнюю солидарную систему, когда пенсии выплачиваются из налогов работающих сегодня людей.
– Правильным решением будет только отказ от накопительной модели и возврат солидарной, – считает О. Худайбергенов. – Все остальные решения лишь отдаляют момент провала и усугубляют масштаб будущих проблем. И чем раньше произойдет замена, тем лучше. Но этот вопрос упирается в личную позицию “архитекторов” накопительной пенсионной системы. В течение ближайших лет будет видно, что денег в пенсионной системе будет недостаточно для выплаты увеличивающемуся объему вкладчиков. А значит, опять расходы лягут на государство. Поэтому, скорее всего, реформаторы предложат меры, которые позволят отдалить момент “нехватки” денег у пенсионных фондов. Например, через повышение пенсионного возраста.
Глава государства поручил Григорию Марченко подготовить предложения по реформированию пенсионной системы, но ведь именно он был идеологом этой модели, поэтому вряд ли можно ждать от него кардинальных перемен. Скорее всего, он предложит некие меры, которые позволят пенсионным фондам зарабатывать больше денег. Например, снизит требования по уровню риска пенсионных инвестиций, расширит число предприятий, в которые можно вкладывать наши деньги, потребует жестче контролировать расходы самих пенсионных фондов.
Соседи уже повернули назад
К слову, с такими же проблемами, как и Казахстан, в пенсионных делах столкнулась и Россия. Правда, наши соседи начали реформу позже и не успели накопить “жирка”, как наши фонды. Поэтому первый же серьезный кризис заставил россиян задуматься о пути назад, к солидарной системе. По некоторым сообщениям, министерство труда России уже подготовило проект, по которому накопленные деньги передаются в солидарную систему.
А вот в Чили, откуда был взят сам принцип индивидуального накопления пенсии, с экспериментом решили завязать. Еще в 2008 году. По причинам для нас уже понятным: обещанный уровень обеспечения пенсионеров достигнут не был, средняя накопительная пенсия не отличается от гарантированной солидарной системой минимальной пенсии по старости, половина участников накопительной системы так и не смогла за всю жизнь скопить денег, достаточных хотя бы для минимальной пенсии.