"Наше общество не очень любит платить налоги": эксперт о списании 21 миллиарда тенге с казахстанских должников  - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Наше общество не очень любит платить налоги": эксперт о списании 21 миллиарда тенге с казахстанских должников 

"Наше общество не очень любит платить налоги": эксперт о списании 21 миллиарда тенге с казахстанских должников 

Денис КРИВОШЕЕВ поделился мнением о том, зачем минфин РК хочет провести налоговую амнистию для физических лиц, а также объяснил, к чему это может привести. 

  • 6 Февраля 2019
  • 949
Фото - Caravan.kz

Накануне министр финансов Алихан СМАИЛОВ заявил, что до конца 2019 года минфин РК собирается провести налоговую амнистию. Для этого соответствующий закон в марте будет передан в парламент на рассмотрение, а предполагаемое принятие планируется в июне.

По словам господина Смаилова, на первое января 2019 года налоговую задолженность на сумму 21 миллиард тенге имели более 1 миллиона физических лиц.

Учитывая, что 21 миллиард тенге – сумма немаленькая, корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к отечественному эксперту Денису КРИВОШЕЕВУ, дабы узнать, как эта ситуация может отразиться на экономике Казахстана.

— Зачем нужно проводить налоговую амнистию для физических лиц?

—  Во-первых, это связано с тем, что мы буквально находимся в преддверии начала действия сдачи отчетов физических лиц о доходах и расходах, то есть речь идет о декларировании. А на эту точку нужно выйти очистившимися от старых хвостов.

Во-вторых, очень большие долги сформированы не за счет самих обязательств граждан, а за счет набегающей пени. Здесь мы говорим о пени как об инструменте воздействия, тогда как сейчас мы понимаем, что есть масса других механизмов, которые позволяют гораздо быстрее взимать неоплаченные налоги. Например, через блокирование счетов, карт и так далее… Всё это производится без начисления дополнительных расходов в виде пени.

С другой стороны, накопление пени позволяло делать большие отсрочки по выплатам налогов, что тоже не шло на пользу государству.

Конечно же, декларирование — это переломный момент в истории страны. И тут дело даже не в суммах налогов, которые будут платить люди, а в самой практике и в отношении к тому, что происходит в стране. Мы как всю жизнь жили? Как говорилось: «Они не крутят педали, мы не платим денег за бензин». А сейчас пришло время, когда люди начинают что-то требовать, а государство в свою очередь отвечает: мол, хорошо, но для того, чтобы требовать, надо быть «взрослым» и, конечно же, платить налоги.

— Какова вероятность того, что люди дождутся амнистии, а потом снова перестанут платить налоги в ожидании следующей?

— В целом наше общество вообще не очень любит платить налоги в любом понимании. Поэтому это очень важный шаг для изменения психологии казахстанского общества. Но в первую очередь  это все-таки очистка перед введением декларирования.  

В данном случае я говорю об изменении структуры доступности должника. Раньше должник был человеком достаточно недоступным, его нельзя было найти, ему нельзя было ничего ограничить. На него нельзя было никак воздействовать, соответственно государство закладывало риск неизъятия в доход от пени.

Сейчас налоговая служба достаточно быстро перекрывает должнику весь кислород, даже если он не погасил задолженность в размере 3 тенге. Правда, в этой части у меня есть очень четкое мнение, что при отдельных обстоятельствах можно разрешить безакцептное списание долга в пользу государства. Если человек будет не согласен со списанием суммы долга со счета, то пусть приходит разбирается – ему восстановят, а если согласен, то и проблем нет никаких.

— Какое воздействие амнистия может оказать на экономику страны?

— В этом ничего страшного нет. Государство ни капельки не проиграет и в любом случае получит то, что ему причитается. В плане физических лиц объемы не настолько значительны, так что «сдвижки» быть не может. Деньги там небольшие, и государство сильно не потеряет. Тут скорее вопрос о том, чтобы выйти ноль в ноль, то есть заход в новый отчетный период с «чистого листа».

Также Тимур СУЛЕЙМЕНОВ говорил о том, что наконец-то может встать вопрос об ограничении снятия наличных денег, мол, нельзя будет делать большие покупки за наличные деньги. Все становится более или менее прозрачным, безналичным, чтобы государство могло отслеживать и соответственно правильно начислять налоги.

Сейчас мы приходим к тому, что человек – это такой же источник денег, как нефть или, например, газ. Много лет назад я писал о том, что человек – это новая нефть. И сейчас человек всё-таки становится этой самой новой «нефтью», с которой будут изыскиваться возможности для пополнения государственного бюджета. Чем дальше, тем изъятий будет все больше и больше.