Наш ответ "Шевроле" - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-5 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Наш ответ "Шевроле"

Наш ответ "Шевроле"

Владельцы иномарок, а еще более дилеры и те, кто имеет отношение к торговле машинами, в эти дни озабочены сразу несколькими обстоятельствами.

  • 31 Августа 2004
  • 913
Фото - Caravan.kz

Несмотря на то, что они, эти обстоятельства, кажутся совсем не связанными друг с другом, эти новости могут повлиять на бизнес, который помогает жить и даже процветать тысячам людей, а также снабжает граждан стран СНГ недорогими четырехколесными «друзьями».
О друзьях — серьезно. Один мой знакомый ласково называет свою машину «Мерсюша» и только что пылинки с нее не сдувает.
Мерседес со всеми наворотами достался ему прямо из Германии совсем не старым и не дорогим. Разве было бы так, не будь налажен этот бизнес?
А сейчас транзит иномарок через Калининград — основной путь иномарок к нам — запрещен. Несколько дней назад на таможне скопились сотни машин с транзитными номерами. Ввоз их в Россию, а значит и в Казахстан и другие республики, остановлен из-за отмены губернатором Калининграда распределения квот на ввоз иномарок.
Его заместитель, принимавший решение о квотах, сейчас находится под арестом по подозрению во взяточничестве, поэтому процесс ввоза пока приостановлен.
Но если эта проблема, возможно, уже решена или вот-вот решится, то есть другие, более серьезные. Одна из них связана с тем, что в последнее время все упорнее говорят на разных уровнях о необходимости создания в Казахстане своей автомобильной промышленности и в связи с этим — о защите отечественных предпринимателей, взявшихся пока не за само производство, а за сборку автомобилей.
Тем не менее звучит уже даже мнение о том, что надо поставить заслон импорту иностранных машин в Казахстан. Иначе, де, своей автомобильной промышленности нам не видать, как новых запорожцев.
С одной стороны, новости хорошие. Ну как не радоваться, что в Усть-Каменогорске выпустили уже пятитысячный автомобиль «Нива». Первому в республике автосборочному заводу «Азия Авто» всего год, а он уже зарекомендовал себя как имеющий даже более удачную линию сборки, чем его российский партнер. И к клиентам производитель относится трепетно. При одной цене с российскими авто, наши предлагают еще автомагнитолу, литые диски и другие приятные компоненты.
Это не реклама товара, а констатация факта и проявление гордости за свою, хоть и заимствованную, марку. Но сколько не говори «халва», слаще не станет. Те, у кого есть возможность, предпочтут новенькой «Ниве» не такую новенькую, но Тойоту или тот же Мерседес. Как шутят на «Русском радио»: «Как бы нам поддержать отечественного производителя, ничего при этом у него не покупая?». Ну не дотягивает качество российских, а значит и наших автомобилей до уровня западных. И пока не знали мы, что такое автоматическая коробка передач, могли довольствоваться «москвичами» и «жигулями». Но теперь, испытав надежность, качество и удобность иномарок, как-то не хочется водителям возвращаться в старинные времена…
Конечно, и те, кто выступает за отечественную марку, понимают, что пять тысяч автомобилей «Нива» погоду не сделают. Тем более что водители даже только что сошедшему с конвейера российскому «джипу» предпочитают джипы европейские, пусть и с пятилетним или десятилетним стажем. Так что даже если предполагаемые мощности усть-каменогорского завода в сорок пять тысяч автомобилей заработают, неизвестно, найдется ли столько желающих купить казахстанские автомобили.
Впрочем, покупатель есть и у «Нивы». Другое дело, если всерьез заговорили о необходимости отказа от импорта иностранных автомобилей, то выбирать не придется. Противники импорта приводят пример Узбекистана, где для развития своего автопрома вводили пошлины на зарубежные автомашины в размере восьмидесяти процентов их цены, то есть увеличивали их стоимость почти в два раза.
Совсем запретили ввоз иномарок в Южной Корее и Индии. Машины зарубежных марок, но отечественной сборки составляют большинство рынка таких стран, как Таиланд, Китай, Мексика, Бразилия.
Такой путь для многих стран стал рывком в развитии экономики. Увеличилось количество рабочих мест, росли смежные производства, развивались новые технологии. Наконец, кроме внутреннего рынка автопроизводители стали осваивать внешние.
Усть-каменогорский проект тоже рассчитан на это. Уже есть предварительное соглашение завода «Азия Авто» с заводом «Шкода» в Чехии, который является участником концерна «Фольксваген» о сборке в нашей республике модельного ряда машин этого предприятия. Автопромышленники надеются, что сборка «Шкоды» даст возможность получать доходы, необходимые для запуска второй очереди завода.
Открытым остается лишь один вопрос: какой путь выберет правительство для развития новой отрасли промышленности. Кстати, вспомним, что за время независимости республики таких проектов было много — и в Алматы, и в других городах, но все они оставались на бумаге. «Нива» в Усть-Каменогорске — уже реальность. Власти это понимают и обещают поддержку.
Тут возможны два пути. Первый — ограничение ввоза иномарок путем значительного повышения ставок пошлин. Но такие запретительные или ограничительные меры могут повлиять на наше вступление в ВТО. Второй — государственная поддержка конкретных проектов, возможно, даже государственные инвестиции. Об этом пока и речи нет. Хотя уже подсчитано, что успешная реализация проекта уже в первый год даст в бюджет около шести миллионов долларов.
Инвесторы в лице чешских производителей готовы идти на риск и вложить средства в новое производство. Но им, как водится, нужны государственные гарантии и обещания помощи и поддержки. А потенциальные покупатели и, конечно, дилеры, работающие на авторынке страны, затаили дыхание, ожидая заявлений или шагов правительства. А там, скорее всего, изучают опыт России, где такие шаги по поддержке отечественных производителей были предприняты. Результат не заставил себя ждать. Объемы продаж новых и подержанных автомобилей сместились в пользу первых.
Но там, заметим, существуют несколько мощных автопроизводств, которые могут закрыть ниши, образовавшиеся от заслона иномаркам.
В Казахстане иная ситуация, и потому не придется ли нам пересаживаться на велосипеды, которые, кстати, у нас тоже не производятся?