Петропавловск в советские времена – это промышленный тыл оборонной отрасли огромного Союза. Заводы сюда были эвакуированы в годы военных лихолетий и потом нарастили огромный потенциал. Одним из крупнейших, легендой и особоохраняемым грифом "секретно" был завод имени Ленина, где производили боеголовки для ядерных ракет. В годы гонки вооружений завод был государством в государстве, а после наложения горбачевского вето на те самые ракеты враз оказался на коленях.
Чего только не пережил промышленный гигант, были времена – даже пытался выжить за счет выпуска огородных леек да канистр для бензина.
Сегодня судьба дала заводским корпусам шанс вновь прогреметь на долгие дали славой и уважением. Здесь заработало предприятие по производству тракторов.
Двигатели – из России, металл – казахстанский
ТОО “Совместное предприятие “Петропавловский тракторный завод” – это совместный российско-казахстанский проект, где практически напополам участвуют деньги казахстанского и российского бизнеса. При этом тонкость в том, что именно благодаря инвестициям предпринимателей из Санкт-Петербурга эта задумка стала реальностью, а уже после того, как российские инвесторы дали денежный старт, совместное предприятие смогло привлекать казахстанские кредиты.
Уже в конце июня заводчане надеются представить покупателю готовые опытные образцы трактора “Батыр”, разработанного именно для наших полей и с учетом пожеланий местных аграриев.
400 лошадиных сил, 8-цилиндровый двигатель, коробка передач и рама, разработанные на основе ведущих западных моделей с корректировкой на нужды наших потребителей, – это мощь и надежность, сочетающиеся с экономичностью, словом, именно то, чего ждут на казахстанских полях.
– Для производства сделан ремонт заводских помещений, уже идет выпуск кузовных деталей – это рама, капот, кабина, крылья. На производстве в Петропавловске будет осуществляться 35 процентов от общего объема работ по каждому трактору. В остальном объеме будут задействованы ведущие российские и казахстанские машиностроительные и металлургические предприятия. К примеру, двигатели – из России, металл – казахстанский, – рассказывает “КАРАВАНУ” Сергей ШИНКАРЕНКО, генеральный директор ТОО “Совместное предприятие “Петропавловский тракторный завод”.
До конца года тракторный завод планирует выпустить 20 “Батыров”, а дальше уже перейти на полноценное серийное производство – это 120 тракторов в год.
– Вы уверены в сбыте?
– Порядка 70 процентов тракторов, работающих на казахстанских полях, – морально и технически устаревшая техника. Это наша целевая покупательская аудитория. 30 миллионов тенге за качественный современный трактор, на мой взгляд, человека, который сам работает и в аграрном секторе, это та цена, которую ждут казахстанские аграрии.
И тут Сергей Шинкаренко уже рассказывает личную историю, которая и стала основой тракторного завода в Петропавловске.
Зачем покупать чужое, если можно делать самим
Имея свое крупное зерносеющее хозяйство, предприниматель сам столкнулся с проблемой покупки качественного трактора по разумной цене. Искал долго, сделал выбор в пользу машины санкт-петербургского завода. Здесь согласились сделать по его индивидуальному заказу трактор с гидравликой, который также мог агрегатироваться с импортным комплексом. А потом так загорелся идеей уникального трактора для казахстанских хлеборобов, что внес заводу множество предложений по реконструкции. Сейчас тот самый трактор успешно работает на полях агрария Шинкаренко уже 5 лет, а совместная его разработка довела до целого казахстанско-российского производства.
– Нам как воздух нужны Таможенный союз и открытость пути для иностранных инвестиций. Тогда будут производства, логистика. Зачем покупать чужое, если можно делать самим. Совместные предприятия лучше, чем торговля. Это не только доходы страны, это рабочие места и наши казахстанские бренды, – уверен Сергей Шинкаренко.
На тракторном заводе в Петропавловске сейчас работают 50 специалистов, уже в ближайшие дни, когда производство развернется на полную мощь, здесь будет 120 рабочих мест.
Вместе с тем завод дает заказы, а значит, и работу другим казахстанским коллегам. К примеру, соседи – завод многопрофильного оборудования, тоже располагающийся на территории бывшего завода имени Ленина, – будут производить для тракторного около 8 процентов всего объема механической обработки металла в производственном цикле. Проще говоря – токарные и фрезерные работы.
Так рука об руку поднимается производство. Для Петропавловска, где целыми поколениями работали на заводах и не мыслили себя без них, это больше, чем прямая экономическая выгода. К такому труду у местных до сих пор и руки, и душа тянутся.
ПЕТРОПАВЛОВСК