Но нет — премии и конкурсы всего и вся живут во всем мире, сосуществуют друг с другом, иногда пытаясь конкурировать.
Масс-медиа тоже с завидным упорством и частотой придумывают способы осваивать определенные средства, заодно пиаря спонсоров (владельцев) и щекоча самолюбие себе, бойцам творческо-идеологического (массово-развлекательного) фронта.
С другой стороны, оно и понятно: как работать и не получать заслуженного морального вознаграждения и общественного признания, пусть вовсе и не общество лакмусовую бумажку держало, а свои же академии, пресс-клубы, оргкомитеты и проч.?
В РК есть самая «старая» общенациональная журналистская премия «Алтын Жулдыз», есть президентская премия, есть мелкие разменные «премиальные» выдаваемыми какими-нибудь госорганами и компаниями особо отличившимся в преддверии дня журналистики или в конце календарного года.
А в Казнете существует пока одна, которая пытается быть на слуху и на плаву не только в Интернете — премия Award.
Говорят, что все началось в рамках ежегодной выставки KITEL`2000, с конкурса Лучший бизнес-сайт KITEL`2000.
Потом случился Первый конкурс AWARD-2003. Он не стал опровергать давнюю народную пословицу, шел невероятно долго, со скрипом, пробуксовками и обернулся натуральным комом.
Наш сайт Караван.kz тогда занял почетное 2-е место, уступив в номинации «Сетевые СМИ» не то казахстанскому астрологическому сайту http://kometa.site.kz, не то http://www.kino.kz.
Чувствуете, ЧТО тогда в Казнете называлось и считалось сетевыми СМИ?
Еще один, выставленный нашей Интернет-компанией на этот конкурс сайт, газеты «Караван» взял 2-е место в номинации «Электронные версии СМИ» — http://www.caravan.kz, пропустив на первое сайт телеканала «Хабар» — http://www.khabar.kz.
Тогда же на официальном сайте конкурса прошла следующая информация: «Жюри не сочло возможным подвести итоги по разделу «Электронная коммерция» в связи с недостаточно высоким уровнем представленных работ, как по содержанию, так и по техническому исполнению. Оргкомитет и жюри сочли преждевременным в этом конкурсе определять победителей в номинациях «Сайт года», «Открытие года», «Разработка года». Критерии и методы определения победителей здесь оказались недостаточно разработанными».
Второй конкурс — «Казахстанская Интернет Премия AWARD-2004» проходил с 15 июня по 31 октября 2004 года. 21 номинация, гран-при, 15 тематических и 5 поощрительных премий.
Награждение состоялось в здании Национальной Библиотеки. Гран-при конкурса взял сайт интернет-газеты «Навигатор-2«, разработанный Артемом Таракановым и редактируемый Юрием Мизиновым. Вторым в общем зачете стал Центральноазиатский исторический сервер, редактируемый ученым-историком и журналистом из Томска Рустамом Абдуманаповым. Третье место досталось информационно-просветительскому порталу «Lyakhov.KZ — Большая Энциклопедия Казнета» алматинского веб-издателя и журналиста Александра Ляхова.
Тогда еще один наш проект, сейчас находящийся по адресу http://sport.caravan.kz/, занял 2-е место в номинации «Физкультура и спорт», уступив «Дайвингу в Казахстане«.
На Третьем конкурсе, вернее после него, тоже не обошлось без эксцессов, в частности, метания копий по поводу прав на домен www.award.kz. Слава богу, что конфликт между Оргкомитетом конкурса AWARD-2005 и компанией Neolabs был полностью исчерпан.
Сам конкурс закончился 10 ноября 2005 года в интернет-центре CafeMax, где Артемий Лебедев вручил нашему Интернет-отделу в лице координатора проектов Романа Насонова медаль за 1-е место для сайта www. caravan.kz в номинации «Масс-Медиа».
И вот вчера, 16 ноября, в здании состоялась торжественная церемония Четвертого конкурса. В этом году он был переименован из Казахстанской интернет-премии в Национальную интернет-премию AWARD.kz, потому что проводился под эгидой Казахстанской Ассоциации IT-компаний и при поддержке АИС РК.
С июньского приема конкурсных заявок, двухэтапного определения номинантов, и этапа выбора победителей прошло чуть меньше полугода.
Было подано 580 заявок, 494 — допущены к конкурсу. Наш отдел решил не выставлять работы, которые дважды участвовали в премии и вышел с новым проектом http://www.newspaper.kz, разумеется, снова в номинацию «Масс-Медиа». И опять занял почетное 2-е место, оставив 1-е для такого же свежеиспеченного в конце прошлого года официального сайта агентства Kazakhstan Today http://www.kz-today.kz/, разработанного компанией SoftDeco. Мы поздравляем молодых, талантливых и высокопрофессиональных коллег из еженедельника «Газета.kz» и опытных зубров из ведущего информагентства страны.
Наверное, именно сейчас пришло время обозначать тенденции.
Каждый год и каждая премия (кажется, кроме нынешней) заканчивались тем, что специалисты, осуществлявшие разработку «сайта-локомотива«, с помощью которого функционировали в режиме онлайн ведение, учет, контроль, судейство и голосования, а также иные «показательные выступления», — предавались анафеме и менялись на будущий год, как пресловутые кони на переправе.
Но те, кто все задумывал, начинал, проводил и заканчивал, то есть организаторы — в принципе, оставались теми же. Что, впрочем, показательно не только для этого конкурса, и не только у нас в стране…
Но ничего не поделаешь: энтузиасты, генераторы идей и специалисты, которым это было и интересно, и почетно — за 1 год лишь слегка успевали обрасти новым «мясом», но так и оставались основными несущими конструкциями-позвонками.
И вот — проходит год, регионы подтягиваются, с новыми работами, дышат в затылок, а Алматы почивает на лаврах с раскручиваемыми 3-5-й год одними и теми же ресурсами.
Немного статистики: в 2004 году допущенных к конкурсу заявок от алмаатинцев было 334, между прочим, в 10 раз больше, чем сайтов Астаны (32).
От Караганды участвовали 23 сайта, 21 — от Усть-Каменогорска. И по 10 и больше ресурсов поступило от каждого из 3-х регионов: Шымкент — 19, Павлодар — 17 и Уральск — 10.
А вот два года спустя Астана и Караганда подтянулись заметно со 105 и 80 проектами соответственно, против …198 алматинских. И появилось много работ у Северного Казахстана: Петропавловска и Костаная.
В этом году наша команда принципиально не стала выставлять на конкурс свой «головной» сайт, ибо заняв однажды 1-е место, как-то неудобно получать его снова и снова, а получать второе или никакое — еще хуже:).
Но некоторые участники с удовольствием подвергают себя испытанию на «профпригодность», например, сайты http://www.kino.kz, http://www.zakon.kz, http://www.homebank.kz, http://www. kazembassy.ru, http://www.mama.kz, http://www.kazakh.ru.
Они ежегодно участвуют в премии, иногда, правда, успевая за время в промежутке поменять дизайн, дабы при фактически одном и том же содержании, хотя бы формально предстать в иной одежке.
А все почему? Да потому что маловато у нас в Казнете достойных соперников, с которыми можно было бы потягаться-померяться силами. А если они и есть — то в Интернет-премии пока не торопятся поучаствовать. Наверное, не видят никакой выгоды для себя…
Однако, чтобы ни говорилось, но факт количественного и качественного роста нашего сегмента в Сети — неоспорим.
За остальными подробностями по нынешней Интернет-премии, милости прошу на сайт http://www.award.kz.