Нас пытались сломать: казахстанец сбежал с семьёй из страны, чтобы учить детей дистанционно - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нас пытались сломать: казахстанец сбежал с семьёй из страны, чтобы учить детей дистанционно

Нас пытались сломать: казахстанец сбежал с семьёй из страны, чтобы учить детей дистанционно

Еще 6 лет назад Юрий КУЗИН пытался добиться от министерства образования возможности учить своих шестерых детей на дому. Но тогда чиновники буквально затравили его, присылая участковых, пытались даже лишить родительских прав через суд! 

  • 27 Октября 2020
  • 13236
Фото - Caravan.kz

Если бы они вместо этого тогда занялись развитием дистанционной формы обучения в стране, им бы не пришлось сегодня разгребать весь воз проблем, говорит мужчина.

Школа – не тюрьма!

Имя Юрия Кузина прозвучало на всю страну в 2014 году, когда он отказался водить своего ребенка в школу. Кузин тогда назвал существующую систему образования не иначе, как тюрьмой, в которой есть надзиратели и противоположная сторона – дети и их родители, без возможности сделать шаг вправо или влево. Сюжет по телевидению, где мужчина подробно рассказал о своем видении проблем в образовании, стал началом “травли”, которой, по его словам, подвергалась вся его семья в течение многих лет. Почему, например, говорил он, во всем мире дистанционное образование имеет право на существование, а у нас в стране нет, несмотря на то, что в Законе об образовании было черным по белому прописано, что такая форма обучения допустима.

– У нас шестеро детей, сейчас трое из них – школьники. В 2014 году мы пошли в отдел образования и попросили дать нам возможность обучать детей на дому. В семейном кодексе сказано, что родитель имеет право выбора формы обучения своего ребенка. А в Законе об образовании перечислены все эти формы, включая дистанционное, заочное и экстернат. Но нам сказали, что выбор относится только к высшему образованию. Оказалось, закон не работает. На тот момент не было подзаконных актов, которые регламентировали бы дистанционное образование. Никто не знал, как это делать. В результате дети остались дома. Мы не водили их в школу, зато активно посещали кружки и секции.

Однажды в поликлинике, куда мы обратились за справкой для секции, нашу дочь Раду спросили, в какой школе она учится, и она ответила: “ни в какой”. Там сделали круглые глаза и отправили сигнал в отдел образования.

Включилась репрессивная машина, к нам стали посылать учителей, которые требовали водить ребенка в школу. Потом пришел участковый.

Но мы стояли на своем. Почему во всем мире дистанционное обучение есть, а у нас оно только на бумаге?

Мы на тот момент часто путешествовали и уже были известны в стране, как семья, которая с детьми покоряет горные вершины, колесит по экзотическим странам. Поэтому наш конфликт с министерством образования привлек общественное внимание. Я дал интервью, где назвал школу “тюрьмой”, а ребенок не может даже выйти в туалет без разрешения “хозяина”. Тема тогда вызвала общественный резонанс, потому что проблемы в традиционном образовании у всех были на слуху. Почти в каждой второй семье могут рассказать вам о школьных конфликтах: либо ребенка травят в коллективе другие ученики и учитель не может или не хочет исправлять ситуацию. Либо сам педагог вымещает свои комплексы на детях, ломая их психику. И родители, как в западне, даже не знали, что можно эту систему сломать и вырваться оттуда.

Во многих школах уровень знаний стал очень низким, это еще одна причина, по которой части общества импонировала моя точка зрения.

Нам решили преподать урок!

– Система образования повела себя с нами жестко. – рассказывает Юрий Кузин. – Чиновники не пошли нам навстречу. Напротив. Нас пытались сломать в агрессивной форме. Была создана комиссия по делам несовершеннолетних, и началась публичная порка: там сидели медик, полицейский, какие-то эксперты и один педагог. Никто нас не слушал, нас практически называли врагами своих же детей, сказали, что они растут дикими, как в лесу. В результате школа подала в суд. Давили морально очень сильно, хотели использовать против нас статью по несоблюдению родителями своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. То, что мы занимаемся с детьми индивидуально, уделяем время, учим их, – все это оказалось неважно. А важно только, чтобы ребенок определенное время ежедневно проводил в школьных застенках! Сказали, что нас обложат штрафами, а после лишат родительских прав.

Потом случилось чудо, и вдруг поменяли судью. С нами начали разговаривать.

И мы пришли к компромиссу – подали документы в школу, но нам позволили не ходить на занятия. Договорились, что будем присутствовать только на экзаменах.

Но вскоре о договоренностях забыли. И мы вынуждены были собраться и всей семьей уехать в Индию, фактически сбежали от системы образования. Этот шаг позволил нам остаться законопослушными гражданами и сделать все по-своему.

Дело в том, что при переезде в другую страну учиться дистанционно всё же можно. Как всё происходило? Мы получали задания, выполняли их и отсылали педагогам, они проверяли. Позже мы уехали в Кыргызстан. Там нашли школу с дистанционным обучением. Потом была московская школа. В общем, все эти годы мы кочевали по разным странам в поисках возможности самим обучать своих детей. 

В России оказалось, что система домашнего дистанционного образования работает отлично. Там сотни тысяч детей так учатся, отработана схема раздачи заданий, проверок, контроля знаний. Вся школьная программа уже давно переложена в современный формат интерактивных уроков. С аудио-, видеозанятиями, играми. Там всё это настроено, потому что все эти годы они занимались развитием дистанционного образования. У нас же была борьба с такими непослушными, как мы. Почему переход на дистанционное обучение расшатал нервы родителям и детям — педагог и психолог

Теперь, когда возникла ситуация, что вся страна вынуждена была в считаные недели переходить на новый формат обучения, произошла катастрофа. Ни учителя, ни чиновники от образования оказались не готовы. Начали предприниматься панические шаги с попытками наладить работу хоть как-то.

Тысячи детей из-за этой оплошности взрослых упустили целый пласт знаний. Конференции по 10 минут в зуме, обрывки заданий через ватсап – вот и всё обучение…

Как родителю стать учителем

– Одна из причин, почему мы не пошли по пути традиционного образования, – то, что у нас дети ходили в разные секции, кружки, у нас не было времени просиживать в школе. Ведь, если честно, 80 процентов занятий – это протирание штанов, ребенок порой даже не понимает, что ему рассказывают, – говорит Юрий Кузин. – В переполненном классе никто не станет объяснять предмет индивидуально. Нам удавалось пройти недельную школьную программу за один-два дня без стрессов и в удобное для нас время.

Лучше, чем родитель, ребенка не знает ни один учитель. Поэтому обучение детей родителями более эффективно. И не стоит этого бояться.

Некоторые говорят: я не знаю, я забыл школьную программу. Но мы живем в эпоху Интернета и доступа к информации. Этот вопрос вообще не должен напрягать.

Другой важный момент, который должны осознать все родители. Что жизнь изменилась, а вот система образования никак не поспевает под новые реалии. По крайней мере, у нас в стране. В прошлые эпохи воспитывались “винтики”, которые должны были слаженно работать в огромной государственной машине. Сегодня, в постиндустриальную эпоху, важна индивидуальность, требуется креативный нестандартный подход к решению вопросов. Важно самообразование, умение находить информацию.

Активная роль должна быть отдана ученикам, они не могут просто раболепствовать своему ментору, учителя становятся координаторами, а не надзирателями. Поэтому не стоит бояться вынужденного перехода на дистанционную систему образования.

Возможно, это шанс изменить систему к лучшему. Найдите в этом плюсы. Вы сами можете дополнить программу, использовать время для получения именно тех знаний, которые важны вашему ребенку. Если он учит английский, дайте ему больше часов на этот предмет. А чиновникам нужно изменить формальный подход к образованию, а не просто перекладывать старую программу в режим онлайн. Сегодня всех распустили по домам, но принцип остался прежним. Не успел показаться в зуме – пропуск, снижение баллов. Система “галочек” продолжает действовать. А это путь, который ведет в тупик.

АЛМАТЫ