Нас не угонишь! - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+10 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нас не угонишь!

Нас не угонишь!

В канун Дня Уголовного розыска автору посчастливилось взять два интервью. Одно - у знаменитого сыщика южной столицы - подполковника Портнягина.

  • 4 Октября 2006
  • 2396
Фото - Caravan.kz

Интервью с начальником отдела раскрытия автотранспортных преступлений Управления криминальной полиции ДВД г. Алматы прошло в два этапа, между совещаниями.
Его пришлось ждать в темном, мрачном коридоре, на стульях, где, как позднее выяснилось, обычно сидят проститутки, их сутенеры, и…озабоченные владельцы угнанных машин.
Кстати, по сравнению с прошлым, — 2005-м годом, количество угонов в городе (анализ периода за 9 месяцев) возросло на 91,1 %!
Сделаю предположение: они участились потому, что отменили госпосты (стационарные посты), где проверка документов автомашин производилась регулярно.
Отменили спецпосты и — вот результат: угонщики внаглую могут домчаться за 2-3 часа до Шымкента и других южных городов, откуда переправляют краденые машины в Кыргызстан, Таджикистан, где дельцы иного профиля меняют свой героин на угнанные машины.
Наркотики — ценный бартерный товар, который, достигая пределов нашей страны, а затем и России, — далее Прибалтики, уже обретает более высокую цену, — об этом часто сообщают в новостях по ТВ после очередных удачных операций МВД, когда (опять и снова) выявляется и конфискуется «товар» — дошедший с южных регионов СНГ, минуя границы.
Не нужно быть профессором, чтобы понять работает такая схема: угон машин — перегон на юг — бартер на наркотики — затем наркотики на север! И поэтому так важно устраивать спецпроверки машин на дорогах.
Уверена, что отмена постов — большая ошибка, но если их убрали специально, то не исключено: кто-то покровительствует преступникам.
Время покажет, если посты не вернут, значит, точно, — «это кому-то нужно!».
Второе интервью дал Генеральный директор московской научно-технической базы по созданию противоугонных систем нового поколения супер-класса Б. А. Белов.
Я лично подержала в руках лучшие противоугонные сигнализации, точнее, системы, созданные по новейшим разработкам профессоров, работающих (или работавших ранее) на военных российских заводах.
Кандидаты и доктора наук не могут жить без творческих задумок. Иногда им удается удачно воплощать их в реальные, весьма ценные вещи, о которых могли только мечтать автовладельцы, и — появлением которых о-задачен теперь преступный мир.
Специально для читателей я задалась целью воочию убедиться в том, как эффектно работает противоугонная система нового поколения.
Все происходило с джипом директора одной из фирм «секьюрити», оснащенной даже приборами «космического отслеживания», и, соответственно, «жуками» российского производства, супер-продвинутой системой «Блэк Баг».
Однако в Алматы уже появились (впервые) совершенно новые модели ультра-класса из разработок рубежа ХХ -ХХI веков: противоугонная система для автомобилей, «основой защиты» в которой является ваши отпечатки (!) пальцев, — только на них и реагируют все «включающие» работающие детали.
Эта техническая новинка — совсем свежа, — из автовладельцев южной столицы еще никто не успел ее установить, так как эту систему привезли в город Алматы буквально позавчера!
Но, разумеется, кто-то сегодня уже будет первым обладателем ценного технического чуда, — невидимого охранника вашего драгоценного четырехколесного друга!
Мнение подполковника криминальной полиции
Начальник отдела раскрытия автотранспортных преступлений Управления криминальной полиции ДВД г. Алматы, молодой талантливый подполковник С. А. Портнягин дал свои ценные комментарии по поводу угонов автомобилей, поделившись некоторыми наблюдениями.
К автомобилям он и лично не равнодушен, — занимался автоспортом, будучи подростком.
Опытнейший ас знает свою работу на «отлично», однако скромно отмахивается от комплиментов, строго глядя мне прямо в глаза, поглядывая на часы, почти приказывая взглядом: «Руки на стол! Глаза в глаза, 20.00.»
В процессе беседы с Портнягиным я понимаю, что он — и эксперт высочайшего класса, знающий все тонкости своей работы, и серьезный аналитик всей изучаемой сферы, подробно овладевший секретами потенциальных противников.
Подполковник знает методы той невидимой войны, которую ведут денно и нощно «профессиональные» угонщики, за которыми, волею судьбы ему приходится гоняться также — днем и ночью, а иногда — устраивать засады.
— Алматы — такой единственный мегаполис на всю Среднюю Азию, где очень большое количество автомашин, в том числе, дорогостоящих иномарок. Я могу смело сказать, что в СНГ мало таких городов, где сосредоточено подобное количество дорогих автомобилей самых престижных марок. Поэтому угонщики сюда, к нам, в Алматы, и устремляются. Хотя, должен сказать, по классической схеме машины угоняют из Европы, — затем они уходят в Африку, Среднюю Азию, Россию. И далее расходятся по миру.
В Новосибирске, — в крупном городе России, например, нет такого количества дорогих, престижных автомашин. Что касается нефтяных городов Российской Федерации, — там тоже много очень дорогих авто. Автомобильный криминальный «бизнес» стоит, пожалуй, уже на 4-м месте — после торговли оружием, наркотиками и проституции.
Разумеется, в Азии есть города, где и поболее машин, например, многомиллионный Шанхай (но ведь ворам из СНГ в Китае ориентироваться сложнее, нежели в Алматы, знание языка — тоже проблема, так сказать, уровень квалификации). У нас, в Алматы, пользуются популярностью среди угонщиков «Мерседесы», «Тойоты», джипы. Часто угоняют «Мазды», — на запчасти, ведь, если очень много иномарок в городе, то к ним, безусловно, нужны и запчасти. На них большой спрос. Но это дело мы скоро прикроем. Недавно задержали пару группировок угонщиков, есть «наработки» в этом направлении.
Вообще угонщиков (условно) можно разделить на три категории:
1) «непреднамеренные угонщики», то есть подростки, «взяли покататься» машину, а затем бросили. Далее — наркоманы, алкоголики, которые также могут забрать чужой автомобиль поездить, разбить, бросить и т.д.
2) вторая категория — «средняя», это как раз те, кто угоняет автомобили «на запчасти», ведь в таком виде машину легче сбыть даже в нашем же городе, не выезжая.
3) Категория «профессиональных угонщиков», так называемые (и уважаемые в криминальной среде) «профессионалы».
Должен констатировать, что это отдельная «каста» в уголовно-преступном мире, очень уважаемая в той среде. Потому что они имеют особые навыки, имеют свои спецсредства, специальные отмычки, даже электронные устройства (именно этот перечень «инструментов» порой мы изымаем при аресте угонщиков). У них есть свои каналы сбыта (угнанных машин), ведь похищенное обычно реализовывается.
— А мне можно посмотреть какие-нибудь конфискованные отмычки?
Подполковник достает предмет, похожий на сложную, хитрую отвертку. Беру в руки, — тяжелая, зараза (и сколько же машин с помощью этой «железки» сумели взломать, завести и украсть, угнать?!). Часть «отмычки» из темного металла, а часть — из более светлого, видимо, прочная, легированная сталь. А ручка — из «каленого» железа, или, наоборот, кто их там разберет.
Оказывается, для каждой модели — разная «отмычка». Но как это «работает» применительно к машине?
— Вот эти отмычки от «Ауди», а другие — от «Мерседеса». Как отвертка — вставляются, ломается замок зажигания, и все! Преступник прост на выдумку, поэтому не стоит строить иллюзий, оставляя машину во дворе, без присмотра. Кстати, о стоянках следует сказать особо.
Все алматинцы видят, сколько стало машин за минувшие 2-3 года, — круглосуточные «пробки» на дорогах. И ночью много машин на дорогах (стоят), образуются «ночные» пробки.
Полагаю, около 400 000 автомашин ездят по Алматы, но ведь плюс транзитники, «область», другие регионы. И мы сейчас хоть не об экологии говорим, но ведь город — задыхается: сверху, с гор выглядит как в пыльной буре, в темном «урагане»!
А ночью многие ставят свои автомобили на так называемые «стихийные» стоянки, где нужно платить всего-то 100 т. — за ночь.
Те «дикие», стихийные «автостоянщики» существуют без законодательной базы, без актов законодательных, без нормативов. То есть — без порядка.
Мы с этим боремся. У них все на устной договоренности — пришел человек, оставил свою машину незнакомому дяде, некоторые еще и ключ отдают, — чтобы машину, если что, переставили. Но к нам после этого и обращаются: ночью, после приема алкоголя, «стоянщик» садится в чужой автомобиль и едет развлекаться, часто создавая ДТП, на которые приходится выезжать многим службам.
Эти «стоянщики» никак не оформлены, у них нет договоров, сегодня они — здесь, завтра — там, где их искать, если к нам обращаются граждане с заявлениями о пропаже машины?
У нас два-три таких случая в неделю происходит, железно. Охранник ночью выпьет, садится (еле-еле) за руль чужой машины, выезжает со стоянки, и едет, — куда глаза глядят. Попадает в ДТП, разбивает машину, скрывается, когда уже понимает, что натворил. А нам пишут заявление, много заявлений…
Потом мы должны заниматься поиском и этих машин, разбирательствами, вот этими, так сказать, «очевидными преступлениями», хотя это квалификация статьи 185 УК РК («неправомерное завладение автотранспортным средством», а проще говоря — «угон»). Так ведь владелец сам ключ и передал! Это особый вариант угонов.
Однако есть и угоны умышленные, тщательно продуманные, спланированные, когда машину именно «отслеживали», заранее просчитывая все детали, возможные варианты.
Поэтому обращаюсь к автовладельцам:
— Уважаемые граждане автолюбители, товарищи дорогие, купили вы себе машину — за 5000 у.е., 10 000 у.е., не пожалейте и купите к ней и сигнализацию. Хоть за 100 у.е., за 120 у.е., более-менее хорошую, пусть это будет и «Блэк Баг» («Black Bug»), что так расхваливают самые продвинутые автовладельцы, которые себя сразу же «обезопасили» новой противоугонной системой (и правильно сделали). Зачем ждать, когда вашу машину угонят, и нервничать ночью и днем?
— Скажите, — это правда, что машины угоняют больше в южном направлении?
— Да, это действительно так, чаще всего угнанные машины перегоняют на юг, в южном направлении, в города Шымкент, Джамбул, откуда — уже в Кыргызстан.
— Существует ли система проверок машин на спецпостах на автотрассах?
— Раньше была, сейчас, к сожалению, нет, — посты отменили.
— Мне, как стороннему наблюдателю кажется, что это только на руку тем самым угонщикам, которых можно было бы проверять на дорогах, пока они не успели, не «сделали», не подделали новые документы на угнанную машину. Я права?
— Отсутствие постов облегчает весь процесс угона — он на руку преступникам. Но, опять же, повторюсь: лучше, конечно, вовремя ставить сигнализации, и хорошие противоугонные системы. Хотя бывают не только угоны, но и разбои, вооруженные грабежи, с применением оружия — с ножами, пистолетами.
И эти машины нам также приходится разыскивать. Но угонщик — рано или поздно, а все равно попадается, ведь он не может эту украденную, угнанную машину переправить на Луну, — машина, так или иначе, но — «всплывет» где-нибудь.
Но: ИЗ ВСЕХ УГНАННЫХ МАШИН — НА 95 % НЕ БЫЛО СИГНАЛИЗАЦИИ, это факт!
Борьба между профессорами и угонщиками
Автору давно мечталось найти и написать о современных противоугонных средствах, — отлично помню слезы, истерики и унылые пьянки моей знакомой Е.В. после того, как у нее угнали «Мерседес» среди бела дня, практически из-под носа. Я пишу об этом здесь затем, чтобы спасти кого-то от такой вот горькой участи.
Преступный мир совершенствует методы поиска и угона автомобилей. Однако ученые, занятые разработками новейших технических средств защиты весьма успешно работают в своем благородном и законном направлении, — у них нет поводов для стрессов и беспокойства.
Вообще система «Черный Жук» («Альтоника», Москва, Россия) создана сравнительно недавно, но уже успела завоевать популярность в Восточной Европе, в странах СНГ и Азии, — автомобилисты оценили ее высокие тактико-технические данные и поэтому достойное место среди технических новинок «Черному Жуку» обеспечено, полагаю, надолго.
Как правило, перед угонщиком обычно стоит следующая «задача» — обнаружить, добраться до проводков «блокировки», чтобы уж затем любыми способами запустить машину (завести двигатель, тронуться с места, угнать подальше).
Известно, что существует множество разнообразных способов «блокировки», однако уже на них опробовано (как говорят эксперты уголовного розыска) сотни изощренных способов «разблокировки», — ведь преступники также совершенствуются, пусть и «методом тыка».
Ценные кадры научно-технических коллективов с бывших российских военных заводов, ученые, инженеры, изобретатели, — целая команда интеллектуалов высочайшего уровня работают над подобными разработками. Они идут в ногу со временем, а часто — и на пол-шага впереди.
Именно поэтому те высокотехнологичные супер-сигнализации, которые и предлагают ведущие производители подобных изделий «экстра-класса» на порядок (а то и на несколько) значительно выше, качественней, надежней всего того, что под маркой «сигнализации» предлагают наши ближайшие соседи из дружественной державы.
У китайских разработчиков сигнализации часто выполняют лишь сервисные функции: открыть-закрыть двери, включить кондиционер и т.д., но самое важное — защитить автомобиль от злоумышленников — не могут. В этом плане сигнализации северного соседа более надежны, и потому достойны всяческих похвал и внимания всех автолюбителей, в чьих планах — благоразумная сохранность личного имущества.
Технический директор комментирует
Известный в Казахстане (и особенно в Алматы) эксперт по сигнализациям и противоугонным системам (и не только) — С.А. Голубев уже не первый день работает с системами «Черный Жук».
Эту противоугонную систему можно вывести на любой сотовый телефон, — она разработана таким образом, что местонахождение вашего автомобиля будет у вас всегда — как на ладони, — ведь ваш сотовый телефон (и пейджер) такого размера, а именно на их экране будут сообщения о том, что происходит с вашей машиной, где она, в какое время к ней кто-то пытался подойти и так далее.
От этой системы выводится связь и с охранными организациями, которые также будут выполнять (по условиям ваших договоренностей) свои функции в случае попытки угона. Вариантов много, и все они нацелены на защиту вашего движимого (а можно и недвижимого) имущества.
Несомненно, российские противоугонные системы на несколько порядков опережают китайские, именно российские «беспроводные» технологии блокировки способны защитить ваш автомобиль от злоумышленников, обеспечить надежную защиту от угонщиков и прочих автомобильных воров. Разумеется, что европейские и американские разработчики также не стоят на месте, однако их сигнализации стоят намного дороже, хотя по качеству российские системы им не уступают.
Более того, в странах Восточной Европы именно системы «Блэк Баг» стали сразу же популярными, — после демонстрации их на одной из международных выставок. Должен сказать, что почти 60 % автомобилистов в Санкт-Петербурге оценили по достоинству этот самый «Черный Жук». В Арабских Эмиратах, пожалуй, в таких мощных системах вряд ли есть необходимость — там автомобили почти не воруют, — достаточно богатая страна с высоким уровнем жизни, поэтому кражи там — большая редкость.
Арабские автомобилисты довольствуются именно теми сервисными «сигнализациями»: «открыть-закрыть», «включить-выключить» кондиционер и т.д., поэтому там, в ОАЭ, китайскими сигнализациями могут быть вполне удовлетворены.
Другое дело — страны СНГ, где рост преступности неудержимо увеличивается, в том числе в Казахстане. У меня самого однажды пытались угнать машину; хорошо, что была «секретка», — не смогли, но это было еще в 90-е годы.
Сейчас преступный мир тоже совершенствуется, поэтому лучше и надежнее новые противоугонные системы от «Альтоники» (тот же «Блэк Баг»), сделанные по самым современным, высоким технологиям, с микросхемами (метками), с выводом на космическую базу данных, — здесь использованы свойства так называемых «иммобилайзеров».
Жуки — против преступного мира
Все новые технологии основаны на предыдущих научных достижениях. То есть «засекреченные» «жуки» (здесь можно дать волю фантазии) служат для вас как охранники, невидимые, недоступные для посторонних «ангелы-хранители» вашего автомобиля. Основное в иммобилайзерах — блокирующий элемент.
Как известно, блокировки бывают проводные и беспроводные. Но ведь провода, ведущие к основному реле, могут сыграть роковую роль, — по ним преступник (особенно опытный) может все же найти собственно блокировку, перемкнуть провода и — все, считай, машина завелась, — и поехали!
Хотя на это тоже нужно время, — преступник нервничает, у него каждая минута — как 1000 долларов, ему срочно нужно найти эти проводки, — нити, ведущие к реле, чтобы его запустить! А ведь его могут «застукать», часики тикают, как в бомбе! И часто преступнику не удается угнать машину именно из-за этих самых минут — его быстро ловят с поличным, пока он «шарит», — и в Алматы такие случаи тоже были.
Беспроводное устройство имеет громадные преимущества: от центрального блока до самого реле не ведут провода, по которым преступник мог бы найти само реле, чтобы машину запустить. В важный момент включения зажигания беспроводный «иммобилайзер», как известно, выдает высокочастотный сигнал (к тому же кодированный) в штатную проводку автомобиля, что позволяет его считывать практически на всех отрезках электрооборудования. Отпадает ранее актуальная необходимость прятать реле, — даже если преступник найдет его, он не сумеет повторить сигнал, завести и угнать машину.
Иммобилайзеры, безусловно, — мощное оружие против угонщиков. Система может разблокироваться, но только ключом или меткой, и потому сохранность их чрезвычайно важна. «Транспондерами» же называют устройства, хранящие в себе код, причем совершенно оригинальный, эксклюзивный, не поддающийся чужому считыванию или «левому», воровскому «опросу».
Ваш защитный пароль — пальчики
Автор не имеет возможности полностью привести здесь целое интервью с Генеральным директором представительства завода «Альтоника», работающего по системам безопасности автомобилей и объектов недвижимости — Б. А. Беловым, но все же, кое-что, наиболее ценное, все же успеваю сообщить читателям:
— Противоугонная система «WD 800» предназначена для надежной защиты вашего автомобиля от угона (захвата). Здесь для защиты уже не нужен ни брелок, ни так называемая метка — транспондер: управление работой данной системы осуществляется пальцами, которые всегда при вас.
Идентификация водителя по отпечаткам пальцев, осуществляется с помощью сканирующего модуля и позволяет (в случае чего) мгновенно и просто отследить тревожную ситуацию и быстро предотвратить «несанкционированный доступ» к машине, управлению автомобилем.
В данной системе продумано все: для исключения случаев подмены сканирующих модулей в системе предусмотрена двойная (дублирующая) запись информации об отпечатках пальцев. Запись и удаление других отпечатков пальцев (в случае дарения машины) владелец может осуществить только лично. Основным пользователем системы является сам владелец — водитель, чьи отпечатки пальцев являются «ключом» (паролем) к управлению системой (и, значит, машиной).
В эту систему должны быть вписаны отпечатки 4-х пальцев владельца. Причем у каждого из этих четырех отпечатков свое, специальное, назначение. В процессе работы система информирует владельца о проводимых действиях — особой световой индикацией и звуковым аккомпанементом (сигналами), которые воспроизводятся блоком управления. Существует и режим «тревога». Однако более подробно об этой системе должны знать обладатели данного средства защиты от угонов, поэтому на такой интригующей ноте оставим читателя, — средства защиты созданы российскими учеными и инженерами, и сегодня преступникам просто так с «дореволюционной» «отмычкой-отверткой» в руках уже не взломать, не украсть, не угнать чужой автомобиль. Уверяю вас, научная «революция» в области технических разработок давно произошла!
«Черный жук» служит черному джипу
Директор «Техинфосекьюрити» С. В. Козин также установил на свой джип систему «Блэк Баг». Она работает исключительно в духе ХХI века.
Нажимая на кнопку брелока, можно на расстоянии «открыть» двери, в ту же секунду сигнал об этом идет на сотовый телефон (с указанием точного времени открытия двери), в то же время на его же пейджер приходит точное сообщение об этом же (с указанием времени, даты и т.д.), машина пищит и дверь открывается, о чем сообщение вновь приходит на сотовый и на пейджер, а также идет картинка на ноутбуке, — о местонахождении автомобиля и его дальнейшем поведении.
Далее можно нажатием кнопки «запустить» мотор, — так и есть, она заводится, но «доклад» и об этом снова поступает на сотовый телефон и на пейджер. Высокое искусство изобретения в том, что в назначенное время (вы уже сидите в машине) она сама «спрашивает»: «хозяин, ты ли здесь?», то есть реально это происходит таким образом: она посылает сигнал, если ваша «метка» при вас, в машине, то и машина будет ехать, как ехала. Но если вдруг вас на каком-то перекрестке «вырвали за руку» из вашего джипа, то спустя энное время (его периоды и амплитуды вы закажете сами) машина может выдать фокус — просто так остановиться, хотя и в пробке, хотя бы и во время движения и — ни с места! Если это происходит, то преступникам не удастся завести вашу машину, она не заводится, так как метка с ответом на пароль «я свой» — у вас, а вы — далеко от вашего родного джипа, поэтому ваш любимый автомобиль и не повезет ваших врагов далее.
«Сообщение» по поводу угнанной машины незамедлительно выйдет на пульты полиции. А что касается сервисных функций «открыть-закрыть» окна, — то ведь это легко. Самое важное, ваши секреты — на ваших метках, телефоне и брелоке.
P.S. Автор благодарит подполковника криминальной полиции С.А. Портнягина за интервью и поздравляет талантливого сыщика и его коллег, — с наступающим профессиональным праздником. 5 октября — День Уголовного розыска.