Министерство внутренних дел представило законопроект “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам усиления ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков”.
Пожизненного заключения – и не меньше! – требуют полицейские в качестве наказания за ряд наркопреступлений. Например, за сбыт наркотиков в учебных заведениях и несовершеннолетним. За реализацию в особо крупных размерах группировками. За контрабанду в особо крупных размерах. И за склонение к потреблению, повлекшему смерть.
Закрутить гайки и карать деньгами – до миллиона тенге штрафа – разработчики законопроекта предлагают хозяев увеселительных заведений, где не препятствуют употреблению наркотиков.
После скучноватых, “цифровых”, законопроектов депутаты встрепенулись, оживились и стало ясно: не так уж далеки они от народа. Во всяком случае, в выступлениях бодро зазвучал специфический сленг – что такое “подстава”, поймать на “яме”, “отмазаться”, народные избранники хорошо знают. И потому одолевать их стали смутные сомнения: а во всех ли случаях необходимо ужесточение в том виде, в каком представляет это разработчик законопроекта – Министерство внутренних дел?
– Вы знаете, чтобы “отмазаться” от предполагаемого обвинения на месте, сотрудники внутренних дел установили ставку от 500 долларов и выше, – обратился к вице-министру МВД мажилисмен Танирберген Бердонгаров. – Некоторые, особо нечистые на руку, просто-напросто дежурят возле так называемых “ям” и на месте решают, кого отпускать и кому предъявлять обвинение. В этой статье, которую вы вносите, в плане применения – “лицо, добровольно сдавшее наркотические средства и психотропные вещества и активно способствующее раскрытию и пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, освобождается от ответственности”.
Усомнился депутат – а не создается ли таким образом правовая основа для дальнейшего полицейского бизнеса “на ямах”, особенно на фоне ужесточения наказания по наркостатьям? То есть решили на месте “по-хорошему” – отпустили, не решили – иди по всей строгости…
И неожиданно, может, и логично поставил вопрос ребром: рассматривается ли повышение зарплаты сотрудникам МВД и как предлагаемый законопроект “корреспондируется с общей политикой министерства”?
Другой депутат, Тито Сыздыков, озаботился опять-таки возможными злоупотреблениями со стороны правоохранительных органов. Как по отношению к бабушкам, сдающим квартиры для прибавки к пенсии, так и к владельцам клубов и ресторанов:
– Можно же “подставу” сделать. А это умеют наши органы внутренних дел. Подбросить – и кого нужно посадить…
Про возможность очередного передела собственности под этой маркой порассуждали. Словом, выяснилось – знают жизнь во всех реалиях наши избранники.
Вице-министр МВД пытался отвечать корректно. Мол, законопроект прошел экспертизу, а насчет наказаний для предоставляющих помещения наркоманам – там все будет, как положено: протокол, суд. “И это – основная гарантия законности”.
Недоверчиво почему-то реагировали на это депутаты. И насчет тотального устрожения сомневались.
Мажилисмен Нехорошев вспомнил о жестких и эффективных мерах китайцев, но тут же напомнил: их, дескать, полтора миллиарда, не убудет, а у нас – всего пятнадцать миллионов, и смертная казнь для нас неприемлема. А потому “нары должны быть не мягче закона”, потому что “ангелами не рождаются, ими становятся во время следствия”.
В итоге предложенный закон “начерно”, в первом чтении, решили принять. Более детально, с учетом высказанных мнений, его проработают в профильном комитете и вновь вынесут на пленарное заседание.
Видимо, учтут и то обстоятельство, что для “пожизненников” у нас недостаточно тюремных помещений. Есть небольшая локальная зона в одном из учреждений Петропавловска, но она, если закон вступит в силу, не обеспечит всех осужденных по “устроженным” статьям. Если бы закон уже работал, то только в этом году там могли бы оказаться 53 человека.
Судя по всему, проблема строительства новых тюрем все больше обостряется и вскоре встанет в один ряд с нехваткой детских садов. По тому, как ужесточили правила условно-досрочного освобождения, более строгим станет наказание по наркостатьям. В общем, “сидельцев” станет больше и сидеть они будут дольше.
Законопроект о лотереях и лотерейной деятельности, вынесенный на “пленарку”, по сути был вроде бы повеселее, но судьба его оказалась грустной. Решили: у закона давно “борода” выросла, пусть растет и дальше. Пока разработчики не обозначат толком – кто явится оператором деятельности, кто получит прибыль и куда она пойдет. Ссылку на то, что народ давно ждет этот закон, назвали лоббистской. И напрямую заявили: как кому-то что-то нужно, сразу вспоминают про народ. И вообще, хватит, мол, охмурежа масс. Рулетку убрали – достаем “билетов пачку”.
Наталия БУРАВЦЕВА, Астана