Народный Банк выходит на большую дорогу - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Народный Банк выходит на большую дорогу

Народный Банк выходит на большую дорогу

На днях руководители крупнейшего банка страны - Народного Банка Казахстана обнародовали новую программу дальнейшего развития на ближайшие годы.

  • 21 Мая 2004
  • 1575
Фото - Caravan.kz

Судя по ней, в банке имеются очень амбициозные планы и не исключено, что через три — четыре года мы получим нового финансового монстра.
Народный Банк — это не просто обычный банк второго уровня. Он является системообразующей финансовой корпорацией, от нормального состояния которой во многом зависит финансовая стабильность миллионов казахстанцев и даже устойчивость финансовой системы страны.
Взяв эстафету у прежнего советского Сбербанка, Народный Банк унаследовал как все его преимущества, так и недостатки. Сбербанк, по своей основной сути, занимался преимущественно расчетно-кассовыми операциями и обслуживанием клиентов — физических лиц. Народный продолжил эту традицию, но наряду с этим понемногу стал осваивать новые направления банковской деятельности. Проведенная сравнительно недавно приватизация НБК расширила возможности его оперативной деятельности и вывела на жесткий рынок конкурентной борьбы нового игрока — «тяжеловеса». Но за свободу, как водится, надо платить — и Народный потерял все те преимущества и преференции, которые давал ему прежний государственный статус.
А к концу прошлого года в руководстве НБК вызрело и оформилось четкое понимание того, что необходимы перемены. Банк должен сделать решительный рывок в освоении новых сфер банковской деятельности и новых рынков.
Не случайно, наверное, эта новая концепция совпала по времени с избранием на пост Председателя Совета Директоров НБК бывшего Первого заместителя Премьер-министра РК и министра финансов А. Павлова. Логика нового кадрового перемещения прослеживается ясно: Александр Павлов — опытнейший финансист, стоявший у истоков создания в стране надежной финансовой и банковской системы, убежденный государственник и безусловно порядочный человек. Именно такой человек нужен в наблюдательном органе, который, формально, независим от государства, но в реальности должен играть роль «государева ока». Или, если точнее выразиться — «государева и гражданского ока», поскольку основной задачей Совета Директоров является всесторонняя защита акционеров и клиентов.
В январе этого года сменился и Председатель правления банка. Им стала Асия Сыргабекова, также опытный финансист, долгое время работавшая в различных коммерческих структурах и крупнейших национальных компаниях. А. Сыргабекова сторонница активных действий НБК во всех сегментах рынка, главный проводник достаточно агрессивной политики банка в конкурентной борьбе.
Для этого сегодня, по ее мнению есть все предпосылки.
Банк остается основным оператором государственных, частных и общественных организаций по выплате денег населению — заработная плата, пенсии, социальные пособия, стипендии и компенсации. Более 1,3 млн. человек получают через подразделения НБК заработную плату, из них 800 тысяч — по платежным карточкам и 500 тысяч — по текущим счетам. Кроме того, более 1,4 млн. человек получают через банк пенсии и пособия (60% всех получателей).
Банк также является безусловным лидером по депозитам населения. Доля НБК на этом рынке составляет 25%, что является предметом зависти многих других банков. Такой широкой клиентской базы нет пока ни у кого другого. Объем депозитов частных лиц сегодня составляет 89,5 млрд. тенге, за три месяца этого года они возросли еще на 3%(2,6 млрд. тенге). А общий объем депозитов клиентов на конец марта составил более 163 млрд. тенге, причем вклады в тенге увеличились с 57% до 66%.
А. Сыргабекова разъяснила, что НБК стремится уйти от своего сложившегося имиджа, благодаря которому его сегодня воспринимают как преимущественно банк для социальных выплат и расчетов. «Мы хотим, чтобы наши клиенты смогли получать весь спектр банковских услуг — и наивысшего качества» — такую задачу руководители банка считают сегодня главной.
Что же для этого делается, и что намечено делать в дальнейшем? Банк уже сегодня активно работает в сфере потребительских кредитов. Объем таких кредитов за первый квартал вырос почти на 14%, составив 24 млрд. тенге. Во всех филиалах запущены различные программы потребительского кредитования: на приобретение автотранспорта, кредиты под залог денег на текущих счетах и другие.
Одним из первых НБК внедрил программу кредитования «Народная», предусматривающую получение кредита без залога, а также новую программу жилищного кредитования «Ипотека Lights», весьма сильно облегчающую саму процедуру получения кредита для клиентов. Это — серьезные «козыри» банка в острой борьбе за клиента, которая царит сегодня на банковском рынке Казахстана.
Но обслуживание клиентов — физических лиц, в финансовом отношении не так выгодно для банка, как работа с корпоративными клиентами. Мало того: наличие огромного количества клиентов — бюджетников и пенсионеров обязывает банк расширять филиальную сеть, увеличивать число сотрудников, что ведет и к росту производственных расходов. Особенно это заметно в сельской местности, в небольших городках и поселках. Живут там, в основном, пенсионеры, и выплата пенсий и пособий зачастую является единственной операцией, которую приходится здесь проводить отделению банка. Естественно, прибыли здесь ожидать не приходится, но НБК идет на это, сохраняя свою самую разветвленную в стране филиальную сеть. Во многих населенных пунктах нет отделений других банков, кроме народного, они туда не идут — слишком мала выгода. А так как НБК продолжает сохранять свой социально-ориентированный «характер», то эту ношу ему приходится нести одному. Сегодня НБК, даже после оптимизации, проходившей в прошлом году, имеет 526 подразделений во всех регионах страны. Сокращению расходов может способствовать внедрение новых технологий — сегодня НБК задействовал 418 банкоматов и около 3 тысяч POS — терминалов и импринтеров по обслуживанию платежных карточек.
С 2000 года в НБК занимаются развитием сети Центров персонального сервиса. Это значит, что клиента обслуживает персональный менеджер, который ведет все его финансовые дела, обслуживая клиента по депозитам, платежным карточкам, потребительским кредитам и другим банковским операциям. Практика показала, что сегодня такая форма комплексного обслуживания весьма привлекательна и для клиентов, и для банка. На сегодня уже открыто 24 ЦПС в 18 городах страны.
Кроме того, выход видят и в дальнейшем расширении сети банкоматов, обслуживание население через платежные карточки. Дополнительно 100 банкоматов установят уже в этом году, а к 2006 году их число возрастет еще на 200 штук. В развитии этой системы банк кровно заинтересован.
И поэтому намеревается в этом году сделать своим клиентам подарок: пенсионерам, по их желанию, платежные карточки будут оформляться бесплатно. Расширяется и сеть услуг, которые можно получить через банкомат. Теперь, с его помощью, клиенты могут проводить различные виды платежей, получать выписку о последних 10 операциях по карточному счету, а также выписку со своего пенсионного счета. О том, как это удобно и выгодно, особенно для пенсионеров, которым не надо теперь стоять в различных очередях, говорит и стремительный рост востребованности таких услуг: только за три месяца через банкоматы проведено 110 тыс. таких операций, а объем платежей превысил 100 млн. тенге.
Но основной «прорыв», по мнению руководителей банка, намечается в обслуживании корпоративных клиентов, юридических лиц — различных компаний и фирм. Это сегодня, да и в перспективе — самое выгодное, с финансовой стороны, направление банковской работы и сюда будут направлены основные усилия. Уже в начале этого года был утвержден новый порядок сегментации юридических лиц — клиентов банка. Такая «ревизия» клиентской базы была необходима, чтобы составить точное представление о своих возможностях и перспективах. Теперь для разных категорий клиентов будут действовать различные системы скидок и надбавок по тарифам комиссионного вознаграждения за банковские услуги а также различные льготы. Принцип здесь, как и везде, прост: богатому, выгодному клиенту — наибольшие скидки и различные преференции. Уже сегодня клиентам банк предлагает новые виды услуг: открытие банковских счетов в доверительном управлении (что очень выгодно бизнесменам, переходящим на государственную службу — и деньги целы, приносят дивиденды, и перед законом чист); инкассация и ускоренное зачисление денег на счета клиента без предварительного пересчета, и многое другое.
Чтобы привлечь крупных клиентов, банк повысил ставки вознаграждения для юридических лиц. Клиенты могут теперь получить премию в 1% к стандартной ставке вознаграждения при размещении на счете денге на сумму от 1 до 30 млн. долларов США (в эквиваленте) на срок свыше 6 месяцев. Один процент от этой суммы — это уже неплохой доход и подобные условия весьма заинтересовали бизнесменов.
Наличие самой разветвленной в стране филиальной сети, собственной карточной платежной системы, использование современных банковских технологий, в том числе обновление телекоммуникационной инфраструктуры банка — вот те преимущества, которые, как считают в руководстве НБК, позволят ему успешно конкурировать не рынке и в перспективе занять одно из первых мест в банковском корпоративном обслуживании.
Как сообщила А. Сыргабекова, Народный Банк не намерен ограничиваться в своей работе только пределами Казахстана. У него весьма амбициозные планы относительно рынков других стран, прежде всего соседних — Кыргызстана, России, Китая. Недавно сделан важный шаг в этом направлении: НБК приобрел контрольный пакет акций российского банка «Хлебный», имеющего лицензию на все виды банковских операций. Идут переговоры об открытии филиалов банка в Китае, активно ведется работа в этом направлении и в Кыргызстане. Словом, Народный Банк сегодня форсирует усилия на самых перспективных направлениях работы, стремясь оттеснить конкурентов от наиболее выгодных сегментов рынка, к дележу которого он, по разным причинам, несколько запоздал.
Как это скажется на общем состоянии банковской системы — сейчас сказать сложно, но ясно, что появление на корпоративном рынке такого мощного игрока, с его огромными возможностями, радости и спокойствия его конкурентам — коллегам не прибавит…