Нарисуем, будем жить! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нарисуем, будем жить!

Нарисуем, будем жить!

Старая привычка чиновников пускать пыль в глаза и отчитываться ради галочки перешла все отечественные границы и вышла на международные рубежи.

  • 25 Апреля 2002
  • 1776
Фото - Caravan.kz

Теперь о том, что у нас в стране все хорошо и благополучно можно услышать не только у себя в отечестве, но и за границей.
Так в 2000 году Казахстан отчитывался на сессии комитета СИДО о положении женщин в Казахстане. Отчитывался «на ура». Однако пустить пыль в глаза по полной программе правительству не дали неправительственные организации. Они тоже выехали за границу и привезли туда свой теневой доклад. Почему вдруг об этом вспомнилось сегодня? Потому что в настоящее время неправительственные организации работают над созданием теневого отчета по правам ребенка. Они сильно надеются на то, что им удастся рассказать об истинном положении вещей в Казахстане. А насколько им это удалось тогда, два года назад?
Нужен амбуцвумен!
Прежде всего, что такое Комитет СИДО? Это Комитет по конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 29 июня 1998 года. Год спустя Распоряжением Премьер-Министра РК была создана рабочая группа во главе с Министром РК, Председателем Национальной комиссии по делам семьи и женщин при президенте РК Айткуль Самаковой. В состав рабочей группы вошли представители неправительственных, международных организаций и государственные служащие высокого ранга. Все вместе они готовили доклад «Женщины Казахстана», в котором, по идее, должны были найти отражение ответы на вопросы, поставленные Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. И действительно многие трудные стороны «женского вопроса» были отражены в правительственном документе. Но очень многие проблемы остались за бортом отчета. Поэтому неправительственным организациям было что сказать на сессии. К тому же, так сложились обстоятельства, что НПО Казахстана прибыли в Нью-Йорк раньше представителей официальной делегации. Их выступление было запланировано раньше правительственного.
«Время выступления и порядок слушания докладов устанавливали не мы, — рассказывает Гульдан Тлегенова, директор кризисного центра для женщин и детей, которая вместе с Евгенией Козыревой — президентом феминистской лиги представляли НПО Казахстана в Нью-Йорке. — И в первую очередь мы говорили о том, что в Казахстане бесполезно устранять все формы дискриминации, поскольку нет четкого определения — что же такое дискриминация. А как, скажите пожалуйста, можно бороться с тем, чего не существует на уровне понятия? В Казахстане понятие дискриминация не введено ни в один закон. В Конвенции есть определение дискриминации. Согласно ратификации Казахстан должен был привести свое законодательство в соответствие с Конвенцией. Однако он этого так и не сделал. НПО предлагали ввести статью об определении дискриминации в закон «О равенстве прав и возможностей». Проект этого закона как раз разрабатывался. Увы, НПО не услышали. В некоторых странах существуют отдельные самостоятельные законы, в которых есть не только определение дискриминации , но и расписаны все механизмы отслеживания нарушения прав женщин, разработаны меры наказания. Эта система называется амбуцмен — слежение за тем, как выполняются права народа. Если нарушаются, то почему, кем и как? Занятие длительное, кропотливое, но позволяет говорить объективно об очень серьезных вещах. У нас бояться вводить амбуцмен, так как данная структура должна быть независимой. А при нашем уровне соблюдения человеческих прав у тех, кто их нарушает повсеместно и на каждом шагу, могут начаться очень большие неприятности. Поэтому Казахстан, рассуждая об амбуцмене, хотел бы подчинить эту структуру государству. НПО конечно же были против и предлагали не дожидаться всеобщего амбуцмена, а ввести хотя бы локальный амбуцвумен! Раз уж есть международная договоренность о соблюдении прав женщин, то в государстве должна быть инстанция, обеспечивающая выполнение этой договоренности!
Государство до сих пор не пошло на это. НПО со своей стороны гарантировали помощь в сборе информации. Однако проблема так и осталась нерешенной».
«Женские фишки»
Вообще процедура выступления перед международными экспертами выглядела так. НПО сдали свой теневой доклад. Дополнительно было предложено сделать устное сообщение по трем основным проблемам, наиболее острым для женщин Казахстана. И поскольку у наших людей не было опыта взаимодействия с СИДО, им пришлось прямо на месте выдвигать основные » женские фишки» и формулировать главные проблемы. Как уже было сказано, их должно было быть всего три! На самом деле, как вы понимаете, проблем у казахстанских женщин — гораздо больше. Пришлось походу дела расставлять точки над «и». В результате в качестве первой проблемы было названо отсутствие понятия дискриминация в законодательной базе государства. Проблемой номер два — трафик женщин. Под номером три прошел гендерный анализ законодательства в экономике РК.
Сейчас в обществе много говорят о якобы грядущей легализации проституции. Защитницы прав женщин, конечно же. категорически против этого. Почему? «Потому что там, где есть легализация, начинается официальное рабство. В Греции законом разрешено иметь каждому, кто захочет, собственный бордель. В Турции официально разрешена работа «женских заведений». Голландия в этом плане преуспела больше всех, но там и прибыль от трафика людей самая большая. ООН подсчитывала суммы, которые получают мафиозные структуры от трафика людей. В год получалось что-то около нескольких триллионов долларов США. На самом деле, тот кто знает механизм трафика, считает, что доходы от продажи людей в рабство, куда выше названных сумм. И основные дивиденды работорговцам приносит продажа женщин. Казахстан стоит на пороге нового бизнеса и новой трагедии. Кыргызстан, Узбекистан уже достаточно хорошо знают, что это такое.
Что же касается третьего вопроса, то тут основной мыслью НПО является справедливое распределение бюджета между мужчинами и женщинами. Для большинства казахстанцев мысль звучит свежо и диковато. Тем не менее здесь есть над чем подумать, и не только женщинам.
Дело в том, что львиная доля бюджета уходит на мужчин (грубо говоря), на их нужды. И это, оказывается, один из способов дискриминации женщин. НПО, тщательно проработав проблему, предлагали, чтобы впредь на момент обсуждения и принятия нового бюджета страны, этот документ обязательно проходил гендерную экспертизу: то есть обязательно необходимо выяснять, какие средства уходят на женщин в виде заработной платы, в качестве социальных пособий, льгот и прочих выплат, какие деньги тратятся на инфраструктуру. Первый же такой анализ покажет истинное положение женщин в государстве: среди них выше безработица, они работают на более низкооплачиваемых работах. Выправить положение можно либо повысив социальные выплаты женщинам, либо повысив им заработную плату. Насколько реально добиться внедрения гендерной экспертизы бюджета? «НПОошники» говорят, что они ничего не собираются делать за государство, но они в состоянии помочь государству сделать более совершенным законодательство, и когда законы будут учитывать интересы мужчин и женщин в равной степени, НПО не придется
ломать копья на всевозможных международных совещаниях. А пока…
Жить стало лучше, жить стало веселей!
После того как международная комиссия ознакомится с теневым докладом, он становится всеобщим достоянием. То есть представитель любой делегации может получить лично для себя этот документ и ознакомиться с ним лично. Что и сделала правительственная делегация Казахстана после того, как НПО РК прошли свою процедуру отчетности. Столь повышенный интерес к заявлениям НПО был отнюдь не праздный. Представляете, сегодня одни люди говорят про то, что в стране полно наболевших проблем, а завтра другие люди из той же страны говорят, что ничего подобного в государстве нет: все хорошо и прекрасно! Чтобы не было сильно больших разногласий, в правительственный доклад пришлось вносить поправки по ходу дела. То есть все те пункт, которые НПО предлагали в своем выступлении в качестве рекомендаций, были тут же учтены и внесены в правительственный отчет.
Вообще-то практически это сделать непросто. Наши люди это сделали чуть ли не одну ночь. Поэтому когда дошла
очередь отчитываться Казахстану (министру РК, госпоже Самаковой), в нашей стране уже все было в ажуре: предложения НПО уже чуть ли не были внедрены в жизнь и даже получены хорошие результаты. В общей сложности правительственной делегации задавали вопросы в течение двух часов. А потом случилось нечто…
Международное давление
После того как Казахстан удовлетворил все вопросы комиссии, представителей НПО Казахстана попросили остаться, а представителей официальной делегации — покинуть зал. При этом грозные судьи не объясняли, для чего это делается. Естественно, у всех, кто был в правительственной делегации, было смутно предчувствие беды: что будут спрашивать у НПО, почему беседа будет вестись без официальных представителей государства, почему СИДО хочет еще раз выслушать именно НПО а не государственную точку зрения на проблемы женщин? — вопросов было много. А ответ был простой и совсем безобидный. (Представители мисси Казахстана при ООН тоже испугались, думали, что сейчас НПО начнут жаловаться и раскрывать людям глаза)…
Оказывается комитет СИДО специально для НПО, организовал закрытую сессию. Людям читали доклад по некоторым статьям Конвенции и учили, как работать с этими вопросами. Сейчас наши НПО добросовестно отрабатывают полученные рекомендации и муссируют один небезынтересный вопрос о квотах по трудоустройству.
В Швеции, опять же не у нас, есть закон, который устанавливает такие квоты. Выглядит это следующим образом: существует узаконенное процентное соотношение рабочих мест — мужчин — 60 процентов, женщин — 40. Если это соотношение по каким-то причинам нарушается, предприятие, фирму, организацию штрафуют. То есть там действует трудовая квота. У нас действует трудовой беспредел.
Через три месяца после заседания комитета СИДО правительству и НПО пришли рекомендации из СИДО. Сегодня по ним работают и те и другие. Каждый решает свои вопросы. А вот насколько стороны готовы говорить откровенно о наболевшем и менять ситуацию в стране, покажет очередной отчет…теперь уже по правам детей.
…Самое печальное то, что официальный документ как и в прошлый раз, наверное, можно будет переделать за одну ночь, но ведь это совсем не тот случай, когда можно нарисовать счастливое детство и жить?!