В ходе официального визита Ислама Каримова в Россию решены два ключевых вопроса в российско-узбекских отношениях.
Авиазавод в Ташкенте стал одним из звеньев Объединенной авиастроительной корпорации, а Кремль, в свою очередь, гарантировал Узбекистану расширение мощностей газопровода «Средняя Азия-Центр». Как правило, в ходе подобных визитов обсуждается множество вопросов, напрямую не связанных с прямой выгодой для сторон.
Не стал исключением и данный. Узбекская сторона отмечала совпадение интересов Узбекистана и России в таких международных организациях, как Шанхайская организация сотрудничества и ООН.
В свою очередь, российский президент Владимир Путин, по сути, отделался общими фразами, типа «самое главное, что мы подтвердили, что отношения между Россией и Узбекистаном находятся на самом высоком уровне и действительно отвечают качеству союзнических отношений».
Утверждение Путина о том, что «отношения диверсифицированы и развиваются по восходящей» напоминает, по большей части, заклинание, ничего с реальностью не имеющее. В меньшей мере, оно характеризуют реальное положение вещей во взаимоотношениях, которые нельзя назвать однозначными.
Зачем России Узбекистан
Для Владимира Путина, уходящего с президентского поста, важно укрепить отношения с Узбекистаном. В Кремле не могут не понимать, что эта страна крайне важна в геополитической стратегии России в Центральной Азии. Тому есть несколько очевидных объяснений.
Во-первых, Узбекистан занимает исключительно важное географическое положение, которое позволяет контролировать не только отдельно взятый регион, но, с одной стороны, Россию, с другой стороны, Китай. Вовсе не случайно Узбекистан после 2001 года играл большую роль в американской геополитике. Сейчас уже проблематично говорить о том, как смогли бы воспользоваться американцы лояльностью узбекских властей.
Но некоторые возможные действия США можно спрогнозировать во временной проекции. Американцы могли бы временную военно-воздушную базу в Ханабаде сделать постоянной. В случае размещения на ней радаров и элементов слежения, они смогли бы взять под контроль южные регионы России, включая Кавказ, с другой стороны, Синцзянь-Уйгурский автономный округ Китая.
В долгосрочной перспективе, Ханабад мог бы стать ключевым элементом сдерживания России и Китая в центрально-азиатском регионе, фактором усиления позиций США в районе Каспийского моря, важного с точки зрения энергобезопасности Европы и строительства нефте- и газотранспортной инфраструктуры в обход территории России.
Во-вторых, и в Кремле это понимают со всей очевидностью, без Узбекистана нет никакой реальной возможности запустить реальные интеграционные процессы в Центральной Азии. Изоляционистская политика официального Ташкента создавала большие сложности для всех стран, с которыми Узбекистан соседствовал. С тех самых пор, как СССР распался, России, как правопреемнице империи, необходима позитивная интеграционная идея.
Россия ради сохранения своего влияния на постсоветском пространстве должна показать, что Москва способна интегрировать лояльные к ней части бывшего СССР. Так как Союз России и Белоруссии до сих пор не сформирован, а его дальнейшие перспективы непонятны, центрально-азиатский регион с его углеводородными ресурсами стал для Москвы приоритетным. Вовсе не случайно Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана открыт для вступления в него других стран центрально-азиатского региона. Тактическая задача России — получить принципиальное одобрение со стороны Таджикистана, Киргизии, Туркменистана, Узбекистана. Стратегическая задача России — со временем слить воедино ЕврАзЭС с Таможенным союзом на многосторонней основе.
В-третьих, как это ни парадоксально на первый взгляд звучит, Москве очень важно иметь в регионе силу, способную поумерить политические и экономические амбиции Казахстана. Другой страны, кроме Узбекистана, способного выполнить данную миссию, просто нет. До тех пор, пока Узбекистан и Казахстан будут соперничать друг с другом, и примерять на себя роль регионального лидера, Россия с его мощным примирительным потенциалом будет нужна региону.
Троянский конь
В Москве не могут не понимать, что быстрое сближение с Узбекистаном на фоне ухудшающихся отношений между Западом и официальным Ташкентом, может быть не совсем выгодно России. Чем теплее дружба с Каримовым, тем прохладнее отношения Москвы с Брюсселем и Вашингтоном.
Россия накануне президентских выборов может себе позволить пощекотать нервы Западу. В частности, этим довольно активно занимается сам Владимир Путин. Официальный визит узбекского президента Каримова — лишь небольшой штрих к стратегии, которую взяла на вооружение Россия.
По сути, Путин создает плацдарм для будущего президента России Дмитрия Медведева. Блок разногласий России и Запада все время нарастает. Сегодня они очевидны. Россия придерживается довольно жесткой позиции по вопросу объявления независимости Косово, осуждает оккупацию Ирака, стремится воспрепятствовать агрессии против Ирана, выступает против размещения элементов ПРО в Польше и Чехии. Но самым очевидным противостоянием стал отказ БДИПЧ ОБСЕ приехать на президентские выборы в РФ.
Надо полагать, Косово независимость объявит, и у России не останется аргументов, способных этому воспрепятствовать. Американские войска из Ирака не выйдут, а опасность нападения на Иран будет все возрастать. Элементы ПРО в Польше и Чехии, в конце концов, разместят.
Единственное, что хочет сохранить Россия — это статус-кво в Центральной Азии. И в этом деле без лояльности Узбекистана не обойтись.
С другой стороны, узбекскому президенту Каримову очень важно гарантировать поддержку России на перспективу. В этом плане его визит в Москву логичен и понятен. Каримову надо точно понять, на какое время и в какой форме эта поддержка будет оказана. Не случайно по итогам переговоров, Каримов отметил, что считает сегодняшнюю встречу хорошей возможностью для того, чтобы «с учетом складывающихся современных реалий всесторонне проанализировать отношения и определить приоритеты на завтрашний день и на долгосрочную перспективу».
Судя по высказываниям узбекского президента, он такую гарантию получил. Ко всему прочему, Каримов обещал России поддержку в регионе и на будущее. Как говорится в сообщениях СМИ, в ходе встречи один на один президенты двух стран еще раз подтвердили готовность продолжить многоплановое сотрудничество, «нацеленное на практическое наполнение Договора о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях, а также о противостоянии современным вызовам и угрозам безопасности наших стран, сохранению и укреплению стабильности в Центрально-азиатском регионе».
Остались довольны
Путин и Каримов могут быть довольны прошедшим визитом.
Во-первых, наконец-то сдвинулся с мертвой точки вопрос по ТАПОиЧ. Он войдет в Объединенную авиастроительную корпорацию под контролем России. Этот спор затянулся на годы. Каримов не хотел уступать авиазавод по простой причине: России и в 90-е годы, и сейчас довольно сложно в обозримой перспективе запустить подобное производство на своей территории. Конечно, у Москвы были планы реконструкции Ульяновского завода с тем, чтобы перебросить сборку ИЛ-76 в Россию. Однако специалисты прекрасно понимали, что подобные планы связаны с большими инвестиционными затратами, окупаемость которых была под большим вопросом. С другой стороны, большой китайский заказ был крепко привязан именно к ТАПОиЧ, а сроки по нему уже прошли. Так что узбеки и русские были обречены на то, чтобы договориться.
Видимо, торг между Москвой и Ташкентом шел по такой схеме: Россия нарастит объемы прокачки газа по трубе «Средняя Азия-Центр», а Узбекистан пойдет навстречу России по вопросу ТАПОиЧ.
Во-вторых, президенты обоих стран сумели решить текущие тактические задачи. Каримов получил гарантии поддержки на ближайшие годы, Путин — гарантии, что Узбекистан в ближайшее время останется в поле влияния России.