Нам – вершки, а кому корешки? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нам – вершки, а кому корешки?

Нам – вершки, а кому корешки?

Создание Таможенного союза Казахстаном, Россией и Белоруссией – вопрос решенный. Почти завершено согласование единого таможенного тарифа, готовится проект Таможенного кодекса Таможенного союза (ТС).

  • 18 Сентября 2009
  • 1322
Фото - Caravan.kz

О том, что будет происходить на нашем рынке после 1 января 2010 года, когда Таможенный кодекс ТС вступит в силу, и насколько это выгодно стране, у экспертов разные мнения.

ЭТО ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

– Примеров функционирования таможенных союзов в мире предостаточно, – рассказывает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Гульнур РАХМАТУЛЛИНА. – Тот же Европейский союз начинался с формирования Таможенного союза. Интеграционное объединение НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле) включает в себя Канаду, Америку, Мексику. МЕРКОСУР – общий рынок стран Южной Америки или АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Все они начинали с формирования таможенных союзов, это важный этап для свободного движения товаров, капитала, рабочей силы и для формирования рынков.

– А в чем особенность Таможенного союза на базе трех стран СНГ – России, Белоруссии и Казахстана?

– Это первое такое объединение на постсоветском пространстве, где будут заниматься вопросами беспошлинной торговли, когда вводится общий таможенный тариф для товаров, ввозимых из третьих стран.

– Насколько комфортно Казахстан будет себя чувствовать в этом союзе?

– Россия и Белоруссия больше продвинулись в этом вопросе, потому что они давно вместе решают вопросы торговой и таможенной политики. Мы в этом плане менее опытны.

Но представители казахстанской стороны активно участвуют в рабочих группах по формированию Таможенного союза. И наши ведомства двигаются в части принятия единого таможенного тарифа, формирования единой системы мер нетарифного регулирования, сертификации, лицензирования, квотирования. Есть еще очень много шероховатостей, но на уровне экспертных групп, министерств эти вопросы решаются.

– Насколько это выгодно для нашей страны?

– Выгоды однозначные: мы переносим внутренний таможенный контроль на внешние границы Таможенного союза, создаются условия для свободного движения капитала, нормальные условия для развития взаимной торговли. Но по некоторым позициям таможенный тариф становится выше для Казахстана, и это может сказаться на росте цен. Правительствами государств Таможенного союза сейчас разрабатывается соответствующий механизм, чтобы в полной мере минимизировать возможные социальные издержки и создать условия для устойчивого развития наших стран. Если, скажем, повышаются таможенные пошлины по некоторым товарам, то, наверное, целесообразно часть от таможенных поступлений направлять в бюджеты для реализации социальных и других программ.

– Не получится ли так, что к нам хлынут товары российского и белорусского производства, которые “задавят” нашего, местного производителя?

– Бояться не надо, так как режим свободной торговли между нашими странами действует уже давно (с момента образования ЕврАзЭС). Но сейчас в условиях максимального снятия таможенных барьеров надо ожидать значительного повышения уровня взаимной торговли, что приведет к увеличению притока товаров. В выгоде в первую очередь окажется потребитель: у него будет возможность выбора. Что касается местного производителя, то конкурентная среда его подстегнет. А закрытие внутренних рынков и излишняя опека собственного товаропроизводителя приводят к тому, что он живет в тепличных условиях, не испытывает конкуренции и не повышает качества товаров. Рано или поздно мы откроем границы, вступив в ВТО. Я полагаю, формирование Таможенного союза – это генеральная репетиция в части испытания конкуренцией.

ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ? БЕССПОРНО!

Председатель совета Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий ШЕСТАКОВ рисует менее радужную картину будущего Таможенного союза:

– У нас идет механическое сравнивание таможенных тарифов и какое-то выравнивание. Но нужно понять несколько моментов. В странах Евросоюза, Североамериканского таможенного союза доходы в бюджет от таможенных платежей составляют всего 8–12 процентов. В бюджете России таможенные платежи составляют около 20 процентов, в бюджете Белоруссии примерно столько же. Бюджет Казахстана более чем на 30 процентов состоит из таможенных платежей. То есть он более зависим от этих средств. После введения Таможенного союза мы резко сократим эту статью поступлений, так как таможенные платежи будут только исчисляться для статистики, а взимания не будет. Под угрозой социальная сфера: учителя, медики, те же самые таможенники, которым нужно платить зарплату.

Кроме того, у нас с Белоруссией и Россией не совмещено главное, с чего начал Евросоюз, который совмещал и налоговое, и таможенное законодательство. Потому что налогообложение – это основа экономической модели. Цифра 30 процентов показывает несколько моментов: слабое внутреннее администрирование, не стимулирующее предпринимателей налогообложение. Кроме того, и в России, и в Казахстане очень сильная коррупция в импортно-экспортной сфере. В том числе и в таможенной области.

В развитых странах на момент ввоза товаров нет изъятий таможенных платежей со стороны таможенных властей, и соответственно не изымаются оборотные средства предпринимателя.

Бизнесмен не платит за товар, который еще не поступил в оборот рынка или требует дальнейшей обработки.

Помимо этого нужны серьезные льготы по уплате таможенных платежей. В странах Запада НДС выплачивается в отчетный период, а у нас НДС надо отдать сразу же, не успев завезти товар.

Господин Шукеев утверждал, что все деньги будут поступать на транзитный счет, но перераспределение этих средств пока не гарантировано. Для сравнения: транзитный счет в странах ЕС был только для статистики, а средства поступали в бюджеты стран, которые являются участниками Таможенного союза.

– Как скажется единый таможенный тариф на ценах внутреннего рынка Казахстана?

– К сожалению, принимается концепция россиян, так как потери их бюджета при снижении таможенных тарифов весьма значительны и потому, что Россия – страна самодостаточная по климатическим условиям, недрам и географическому расположению, у них практически все есть и соответственно развита система защитных пошлин. Поэтому все, что не производится в Казахстане и будет ввозиться из стран третьего мира, подорожает сразу же на 20–30 процентов. А российские и белорусские товаропроизводители будут чувствовать себя здесь совершенно уверенно. Возможно, экспансия российского и белорусского товара позволит избавиться от менее качественных китайских товаров, но и отдалит от нас те же качественные товары из третьих стран. Кроме того, никто не гарантирует, что к нам из той же России и Белоруссии не повалит контрафакт.

– Как думаете, что подорожает в первую очередь?

– Повысятся ввозные таможенные пошлины на зерно. Если у нас брали пять процентов от стоимости, то в России – уже 15–20 процентов.

На морепродукты у нас нулевая ставка пошлины, у них – от 10 до 20 процентов. На малолитражные автомобили у нас пошлина – чуть больше 10 процентов, у россиян это на таможенную стоимость вытянет все 70–90 процентов. У нас на лес – 5 евро за куб и на мебель – 15 процентов, у россиян на лес, мебель – до 20 процентов от стоимости. Электробытовые товары – до 20 процентов.

При этом на товары из ТС это влияния не окажет, так как будет только исчисление таможенных платежей, удорожание произойдет на товары из третьих стран, потому что при импорте придется сразу оплатить таможенные платежи, конечная стоимость на них увеличится на 20–30 процентов, и это существенно повысит наши расходы на приобретение этих товаров и продуктов. Между тем покупательная способность россиян и белорусов выгодно отличается от казахстанской, так как доходы в этих странах выше.

Жанар КАНАФИНА