Накопительные фонды в поиске - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Накопительные фонды в поиске

Накопительные фонды в поиске

Ситуация с доходностью пенсионных активов начинает понемногу улучшаться. Означает ли это, что НПФ стали лучше работать с инвестиционным портфелем или все-таки это результат появления новых финансовых инструментов на рынке?

  • 23 Мая 2005
  • 1461
Фото - Caravan.kz

Последние два года накопительные фонды терпели большие убытки. Из-за начавшейся ревальвации тенге прежняя инвестиционная политика привела к катастрофе.
Все пенсионные активы оказались вложенными в долларовые инструменты, стоимость которых таяла на глазах.
Доходность падала у всех, за исключением Государственного НПФ, который проявил дальновидность и разместил пенсионные активы в инструменты, номинированные в национальной валюте (это, скорее всего, объясняется статусом фонда — он вполне мог получить отличный консалтинг, например, от Национального банка).
Фондам предстояло пересмотреть свою инвестиционную стратегию, но они не торопились, потому что не было ясно, долго ли продлится падение доллара.
Весной, летом и даже осенью 2003 года многие верили, что доллар все-таки возьмет свое. Но когда этого не произошло, пенсионные фонды начали реструктурировать свои инвестиции.
Теперь практически все из них имеют тенговые портфели, и ситуация начала меняться в лучшую сторону. По данным на 1 марта уже половина фондов — 7 из 14 — сумели выкарабкаться из минусовых значений по такому показателю как коэффициент реального дохода. То есть, НПФ могут уже не только покрывать процент инфляции, но и хотя бы немного зарабатывать для вкладчиков.
Но опять-таки исключение составляет ГНПФ. На этот раз не очень удачное. За период февраль 2004 — февраль 2005 года он получил самый маленький из всех фондов номинальный доход и, соответственно, самый значимый отрицательный коэффициент реального дохода — минус 4,40 процента.
Чем это объяснить? Если посмотреть в целом на инвестиционный портфель ГНПФ, то более диверсифицированного на пенсионном рынке нет. ГНПФ вкладывает пенсионные активы в широкий перечень финансовых инструментов: у него есть и государственные ценные бумаги, и ЦБ международных финансовых организаций, и негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов, и негосударственные ЦБ корпоративных эмитентов Казахстана, правда, за исключением акций.
Однако в том-то и дело, что большинство инструментов, используемых ГНПФ, номинированы в иностранной валюте, то есть в долларах. А доллар, как известно, пока еще не приведен в чувство.
Здесь проблема, скорее всего, кроется в инвестиционной стратегии. Многие частные фонды считают, что в настоящее время лучше консерватизма ничего нет. Например, председатель правления НПФ Народного банка Камиля Арстамбекова считает, что, конечно, главная задача фонда — заработать доход на те активы, которые находятся в управлении НПФ (этот фонд, а также ГНПФ и Курмет-Казахстан управляют, в отличие от других фондов, самостоятельно, а не через управляющую компанию).
Но при этом г-жа Арстанбекова не скрывает, что инвестиционная стратегия фонда очень осторожная: в идеале фонд ставит своей задачей сберечь пенсионные активы и преумножить. А в последнее время на первый план вышла задача прежде всего сберечь.
ГНПФ, демонстрирующий приверженность долларовым инструментам, тоже имеет свои резоны. По всем прогнозам, падение доллара не должно продолжаться долее трех лет. Если исходить из этой логики, то совсем скоро, через восемь-десять месяцев его затяжное падение должно прекратиться. И тогда ГНПФ опять получит самую лучшую доходность, как это было некоторое время назад. Однако вероятность такого исхода событий близка к нулю. Пока что ни один из авторитетных экспертов валютного рынка не берется предрекать скорую реанимацию американской валюты. Скорее всего, ее падение будет продолжаться еще два-три года, пока у власти находится Джордж Буш и экономика стагнирует.
Так что тот факт, что многие фонды выкарабкались из минусовых значений доходности, во многом свидетельствует о правильной коррекции инвестиционного менеджмента.
В гораздо меньшей мере это можно отнести к появлению новых финансовых инструментов. Да, в последнее время для НПФ возможности вкладывать, например, в государственные ценные бумаги, индексированные по уровню инфляции, расширились. Так, например, появилась такая долгосрочная бумага как МЕУЖКАМ со сроком погашения в 2020 году. ГЦБ выпускается министерством финансов специально для накопительных пенсионных фондов. Последние торги, проведенные в конце апреля, показали, что спрос на эти бумаги явно превышает предложение. Все обязательства на сумму 14 миллиардов тенге были размещены по ставке, соответствующей инфляции. То есть, НПФ, дающие деньги государству на 15 лет (впрочем, погашать эти ГЦБ можно и раньше срока), ничего на этом заработать не смогут, но, слава богу, и не потеряют, по крайней мере, не должны потерять.
Эту возможность — вкладывать в индексированные по инфляции ГЦБ, НПФ воспринимают как подарок судьбы. До недавнего времени такой возможности вообще не существовало. Государственные ценные бумаги давали символическую доходность, гораздо ниже уровня инфляции, что, безусловно, отражалось и на поведении корпоративных эмитентов на фондовом рынке. Им тоже было выгодно размещать свои ценные бумаги под минимальный процент. А НПФ ничего не оставалось делать, как выступать инвестором — привлекательных возможностей на фондовом рынке не существовало по определению.
Теперь размещение пенсионных активов в индексированные ГЦБ позволяет хотя бы сохранить стоимость этих активов.
Много говорят и об инфраструктурных облигациях. Действительно, железная дорога Чарск-Усть-Каменогорск будет строиться на пенсионные деньги. Это уже решено. Однако неясным остается вопрос о том, на каких условиях будут делаться столь значимые социальные инвестиции в реальный сектор. Смогут ли НПФ хотя бы немного заработать на этом? Какие риски будут сопутствовать этому проекту?
Как бы то ни было, мы видим, что некоторое расширение перечня финансовых инструментов еще не дало и в ближайшие год-два вряд ли даст какой-то ощутимый эффект.
По прогнозам специалистов некоторых фондов, средневзвешенная доходность за 2005 год составит всего 6 процентов — это в то время как условный коридор инфляции составляет 5,2-6,9 процента. Очевидно, что поиски путей, как сберечь пенсионные средства и преумножить, для многих фондов продолжаются.