На данный момент времени 96 тысяч казахстанских мальчишек и девчонок остались без семьи, из них 80% — при живых родителях.
В республике 66 специализированных учебных учреждений для детей, находящихся на содержании у государства. Подробности механизма их взаимодействия разглашаются работниками учреждений неохотно…
Каждое утро по пути в офис, я прохожу мимо Дома ребенка. Это приличное здание с хорошим ремонтом, чистым двором. Однако играющих детей на улице никогда не видела, хотя обычный маршрут совершаю каждый день на протяжении 2 лет.
Несколько раз посчастливилось увидеть воспитателя с несколькими малышами лет 4-5, гуляющими по тротуару недалеко от здания. Внешне дети казались самыми обычными: нормально одетые, причесаны, умыты. Малыши, державшиеся за ручки, медленно спускались по улице Кунаева. Меня удивило то, что дети спокойны и внимательны не по годам. Глядя на гуляющих детей, вспомнила студенческие годы. Как-то нам было дано задание написать небольшую работу об интернатах. Лекции начинались после обеда и девчонки пошли с утра, предварительно позвонив в администрацию интерната. До института дошли не все…. От увиденного сердце захолонуло так, что пришлось отлеживаться дома, у некоторых даже давление подскочило. Хотя предварительно все читали материалы, готовились к семинарским занятиям, одним словом, знали, куда идут.
Еще в советское время молодых воспитателей, пришедших после института, в Домах малюток учили не брать детей на руки. Говорили, НЕЛЬЗЯ, иначе все проситься будут. Одного не могу понять, как можно равнодушно смотреть в глаза плачущего ребенка, которому нужна ласка, забота?
Вот так, мечтая, каждый ребенок надеется, что придет добрая мама, возьмет на руки и унесет домой. Хорошо, что есть милосердные люди, которые удочеряют или усыновляют детей.
За последние 5 лет количество усыновленных детей увеличилось. Специалисты утверждают, что это связано с улучшением благосостояния населения, а не упрощением процедуры оформления документов.
В данный момент в Казахстане начинает развиваться деинституционализация и развитие альтернативных форм воспитания детей, лишенных родительского попечения.
Причина кроется в том, что дети, выходящие из домов — интернатов, не могут самостоятельно заботиться о себе, например, рассчитывать свой бюджет, перемещаться свободно по городу, оформлять документы и т.д.
К альтернативной форме воспитания относятся: усыновление, патронатное воспитание.
Усыновление (удочерение) является одной из лучших форм социального устройства, для оставшихся без попечения родителей. Основной целью усыновления является обеспечение таких детей, условиями жизни, развитием и воспитанием максимально приближенными к условиям в родительской семье.
Институт усыновления помогает не только детям обрести семью, но и усыновителям удовлетворить материнские и отцовские чувства, поскольку зачастую причиной усыновления является стремление бездетных супругов укрепить семью.
К вопросам усыновления относятся следующие нормативно правовые акты, действующие на территории республике:
1. Конституция РК;
2. Конвенция о правах ребенка;
3. Закон РК «О браке и семье»;
4. Гражданский процессуальный кодекс РК;
5. Закон РК «О гражданстве»;
6. Положение об органах опеки и попечительства РК;
7. Постановление Пленума Верховного Суда РК «О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»
С принятием в 1998 году Закона РК «О браке и семье» предусмотрен новый порядок усыновления.
Вместо административного порядка, который осуществлялся органами опеки и попечительства, новым законом предусмотрено усыновление, осуществляемое судом в порядке особого производства.
Кроме того, законом подробнее определены вопросы усыновления иностранными гражданами, как альтернативной формы устройства ребенка, если его невозможно устроить на родине.
Патронат — форма воспитания ребенка в семье на основании договора, заключаемого между лицом, выразившим желание взять ребенка на воспитание (патронатный воспитатель) и органом опеки и попечительства.
Патронат подразумевает временное проживание в семье патронатного воспитателя на срок, предусмотренный договором (Закон РК «О браке и семье» ст. 120 Договор о передаче ребенка на воспитание п.1).
Патронатное воспитание может рассматриваться в качестве временной, краткосрочной, восстановительной, а иногда и долгосрочной меры, при которой обеспечивается создание благоприятных условий для жизни и развития ребенка, обеспечение его надежным и уютным домом.
С помощью патронатного воспитания вполне реально планировать дальнейшую судьбу подавляющего большинства детей, лишенных родительского попечения. Благодаря этой форме семейного воспитания, некоторые дети смогут остаться в семье патронатных воспитателей.
Патронат во многом схож с опекой и попечительством, поскольку обязанности патронатного воспитателя совпадают с обязанностями опекунов и попечителей.
Основное отличие заключается в содержании ребенка, которое осуществляется за счет государственных средств.
Кроме того предусмотрена оплата труда патронатных воспитателей (в месяц зарплата воспитателя равна 10 месячным расчетным показателям и на содержание ребенка выплачивается еще столько же) и определены льготы.
Патронат отличается от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей по следующим признакам:
1. патронат основан на договоре, который заключается в письменном виде по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в семье;
2. труд патронатных воспитателей оплачивается;
3. воспитанникам, принимающих семей, ежемесячно выплачиваются денежные средства. Выплаты производятся за счет средств местного бюджета.
Подбор патронатных воспитателей осуществляется органами опеки и попечительства с учетом их нравственных и личных качеств. Так же учитывается и способность патронатного воспитателя выполнять возложенные на него обязанности по воспитанию ребенка, отношения между патронатным воспитателем и ребенком.
При передаче ребенка на воспитание в семью учитывается его желание в том случае, если он достиг возраста 10 лет.
К сожалению, каких-либо обучающих программ для патронатных воспитателей и усыновителей со стороны государства не проводится, поэтому достаточно часто происходят осложнения в адаптации ребенка на новом месте.
Взрослые не всегда знают, «что делать» с появившимся ребенком в доме, как помочь малышу ориентироваться в непривычной обстановке и т.д.
Вопросов возникает много, часто взрослые не готовы на них ответить. Бывают и корыстные цели, когда подписывают договор о патронатном воспитании исключительно из-за денег.
Так в Восточном Казахстане, маленькую девочку подбросили в детский дом, после того как истек договор на получение денег.
Но бывают и другие люди, о доброте которых хочется говорить и писать.
Недавно в организацию, где работаю, обратилась женщина с просьбой помочь ей разобраться в сложной ситуации. Несколько месяцев назад она нашла няньку для своего ребенка.
Семья воспитательницы жила в Алматинской области, у ее мужа от первого брака была дочь. Со временем отец-наркоман стал плохо относиться к ребенку, угрожая крошке убить ее. Воспитательница испугалась и забрала ребенка в город, хотя сама не имела возможности ее содержать. Ребенка отдала женщине, в доме которой работала нянькой. Так девочка жила и воспитывалась несколько месяцев в этой семье.
После длительного рассказа со всеми подробностями, женщина попросила помочь ей удочерить девочку, несмотря на то, что у той подозрение на туберкулез.
Большое СПАСИБО всем, кто берет на себя обязательства по воспитанию детей, нуждающихся в родительской любви…
Адрес автора:dana_ceitova@mail.ru