Над пропастью во лжи - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Над пропастью во лжи

Над пропастью во лжи

С начала года в Казахстане зарегистрированы 506 новых случаев ВИЧ-инфекции. Диагноз СПИД за это время был поставлен 34 больным.

  • 18 Мая 2007
  • 1426
Фото - Caravan.kz

На первое апреля этого года в Казахстане зарегистрировано 7906 ВИЧ-инфицированных человек. Это уже небольшой город. За тот же период умерли 22 человека, а с момента первого случая регистрации ВИЧ-инфекции в стране — 422.
Показатель распространения ВИЧ — СПИД в Казахстане составляет 46,2 человека на 100 000 тысяч населения.
Наибольшее число больных сосредоточено в Карагандинской, Павлодарской областях и Алматы.
Мужчин среди заразившихся в 3 раза больше, чем женщин. 544 ВИЧ — инфицированные женщины забеременели, за эти годы от них было рождено 327 детей. Рост заболеваемости среди детей весьма высок — 14,7 случая на сто тысяч населения. Это результат известных событий в Южном Казахстане.
Половину инфицированных людей составляют молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, то есть самого работоспособного возраста.
174 случая заражения ВИЧ с начала этого года отмечены в местах лишения свободы.
А всего за все годы наблюдений в тюрьмах и колониях ВИЧ-инфекцией заразились 2334 человека.
Места заключения по-прежнему — один из главных очагов распространения страшной болезни. Главным путем передачи инфекции остается употребление инъекционных наркотиков, однако сегодня растет и число тех, кто заразился сексуальным путем — что тревожный симптом. Это означает, что болезнь вышла на новый уровень, и теперь темпы ее распространения могут резко возрасти.
Даже эти данные официальной статистики говорят о том, что вся прежняя государственная медицинская политика в отношении ВИЧ-СПИД — эпидемии оказалась несостоятельной.
Еще десять лет назад автору этих строк, готовящему статью о СПИДе, ответственные медицинские светила говорили всего о 7 казахстанцах, больных СПИДом, а количество инфицированных оценивали в 34 человека. Рост в сотни и тысячи раз!
Но и это лишь верхушка айсберга. Официальная статистика темна и недостоверна. Некоторые эксперты считают, что ВИЧ — инфицированных у нас уже не менее 20 — 30 тысяч человек. Точную картину могла бы дать поголовная проверка населения на вирус, однако руководящие круги страны в этом не заинтересованы: картина может оказаться настолько страшной и удручающей, что нарушит стабильность общества.
На недавно проходившей в Киеве научной конференции по проблемам распространения вируса ВИЧ-СПИД приводились шокирующие факты. Если положение не изменится, то в России, например, к 2010 году ожидается почти миллион ВИЧ-инфицированных!
На Украине их сегодня более 100 тысяч. Вряд ли стоит ожидать, что в Казахстане темпы распространения болезни будут намного ниже — с чего бы? Так что разговоры о настоящей эпидемии или даже пандемии ВИЧ-СПИД на пространствах СНГ имеют под собой прочное фактическое и научное основание. «Часы идут, а грозный счет меж тем невидимо растет»…
Врач-эпидемиолог Олег Горенко, долгое время занимающийся проблемой ВИЧ, был участником этой конференции. Он считает, что вся опасность проблемы недооценивается ни властью, ни обществом.
— Сегодня механизм функционирования вируса иммунодефицита человека в организме уже хорошо изучен, даже на генетическом уровне, — рассказывает он. — И оказалось, что впервые человечество столкнулось с паразитом биологической клетки, который использует совершенно новую стратегию, проникая в ДНК клетки и овладевая всей иммунной системой организма. Части генома вируса встраиваются в геном клетки и организм человека не только не отторгает их — но полностью «сотрудничает» с ними, обеспечивая размножение и распространение вируса. Сегодня среди ученых крепнет убеждение, что пандемия ВИЧ/СПИДа развивается как многокомпонентный процесс, неспособный к самоограничению, постоянно самоорганизующийся и усложняющийся, и открывающий ворота для проникновения возбудителей опасных инфекций в популяции людей, иммунная система которых не повреждена. Для того чтобы прекратить распространения паразита такого типа как ВИЧ, вид должен перестать размножаться. Поэтому есть все основания назвать стратегию ВИЧ стратегией мягкой депопуляции. То есть — медленным, постепенным вымиранием вида, в данном случае — человека. Это может случиться уже через пару сотен лет.
— Но почему же ученые, политики, общественность не бьют во все колокола, если над человечеством нависла такая смертельная опасность?
— Бьют, но кто их слышит? Опасность пандемии СПИДа сегодня явно преуменьшается — по политическим мотивам. Да и что можно реально сделать? Если больных с натуральной оспой еще можно было выделить среди здоровых по внешним признакам болезни, то ВИЧ-инфицированных лиц невозможно распознать без длительного лабораторного и клинического исследования (хотя бы для того, что бы сохранить им жизнь при проведении массовых вакцинаций «групп риска»). Поэтому заявления типа «сделаем ВИЧ-вакцину, а потом покончим со СПИДом, как с натуральной оспой», являются либо следствием вопиющего невежества, либо преднамеренной дезинформацией.
В основу борьбы с пандемией ВИЧ — СПИДа во всем мире положена практика «соблюдения прав» ВИЧ-инфицированных лиц, утаивания заболевших и сокрытия подлинных масштабов и характера эпидемической катастрофы.
— Почему? Ведь рано или поздно скрыть масштабы пандемии не удастся?
— С учетом длительности латентного периода развития вируса в организме, клинические проявления болезни могут проявиться через 5-7 лет после заражения. Еще лет 5 человек медленно умирает. Это отличие СПИДа от «обычных» эпидемий определяет и отношение общества и правительств к тактике реагирования на эту болезнь — это, мол, где-то далеко, в будущем, да еще, может быть, вакцину придумают… Такие иллюзии поддерживаются и официальной медициной — стоит только не принимать инъекционные наркотики, применять презервативы и пр. — и проблема рассосется сама собой…
По сути, все объясняется нежеланием делать что-то, менять сложившийся уклад жизни. Ведь это означает громадные перемены в обществе, огромные расходы. Даже процветающей стране такая нагрузка не под силу. Вот, например, ЮАР, еще в конце прошлого века — самая развитая страна Африки. Сегодня там бушует эпидемия СПИДа, и расходы на лечение больных стали мощным тормозом на пути развития страны. Пока число жертв эпидемии незначительно, можно надеяться, что эпидемия все же отступит без опустошения, как это было в прошлые века. Но это опасное убаюкивание себя иллюзиями. И вакцины не будет, и эпидемия СПИДа будет приобретать все более тяжелый характер. Даже во время эпидемий чумы хоть единицы, но выживали и приобретали иммунитет от этой болезни. ВИЧ убивает со стопроцентной надежностью. Сегодня мы только научились несколько подавлять его активность, но не побеждать его.
— И что же делать?
— Для начала необходимо хотя бы провести всеобщую проверку населения страны на ВИЧ — чтобы составить представление о масштабе проблемы. Затем выработать комплекс мер по изоляции инфицированных людей от здорового населения. Кстати, такие меры принимались во все века, при всех прежних эпидемиях — и находили у общества полную поддержку и понимание. Применяются они и сейчас — случаи заражения чумой, холерой и другие… Хотя эти болезни лечатся обычными антибиотиками. Но для СПИДа — абсолютно смертельной и заразной болезни — сделано исключение: здесь во всем мире, во всех странах насаждается пресловутая «политкорректность»: инфицированные и больные СПИДом люди могут жить среди здоровых, навязывается тезис об их абсолютной безопасности для окружающих (за исключением наркотиков и половых контактов). Но изменить такое отношение ни одна страна не решится — слишком силен пресс мирового «СПИД-истеблишмента».
К тому же это привело бы к непредсказуемым социальным последствиям. Например, на репрессии ВИЧ-инфицированные вполне могли бы ответить СПИД — терроризмом. Вот, недавно в российской прессе промелькнуло сообщение о проститутке, заразившей ВИЧ более ста мужчин… Но что-то делать надо, ведь вирус этих «нюансов» не знает — он продолжает распространяться. А так создается впечатление, что мы все, закрыв глаза, катимся в пропасть.
Опасность ВИЧ — в его универсальной изменчивости. Уже сегодня зарегистрированы множество его форм. Но и это не все. В отсутствие давления со стороны пораженной вирусом иммунной системы, происходит селекция более вирулентных штаммов возбудителей отдельных СПИД-индикаторных инфекций (их сегодня около тридцати), что облегчает их проникновение в популяции людей, не инфицированные ВИЧ.
Западные медики недавно описали вспышку устойчивого ко всем известным лекарствам вида туберкулеза среди пациентов одной из больниц, где одновременно с ними проходили лечение ВИЧ-инфицированные люди. Причем вспышка началась среди ВИЧ-инфицированных, затем она перешла на неинфицированных больных. Идентичность штаммов возбудителя туберкулеза, выделенных от тех и других, была подтверждена молекулярно-генетическими методами. И таких новых штаммов контактных инфекций может быть множество, ВИЧ, словно щедрый «хозяин», открывает им всем дорогу к развитию в организме зараженных людей.
Поэтому каждый должен позаботиться о себе сам: никаких инъекционных наркотиков, никаких случайных половых связей без презерватива, лучше всего — один половой партнер.
Но и это не гарантирует от заражения — случай в Южно-Казахстанской области тому подтверждение. Опасность еще не осознается обществом со всей остротой, но она реальна и нарастает с каждым днем…

Фото с сайта http://www.afew.org