Национальная экспортная стратегия будет скоординирована с Концепцией вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+15 °C
Алматы
2024 Год
29 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Национальная экспортная стратегия будет скоординирована с Концепцией вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира

Национальная экспортная стратегия будет скоординирована с Концепцией вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира

В своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» Президент РК Нурсултан Назарбаев дал поручение создать комплексную и агрессивную систему продвижения несырьевого экспорта. Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» Министерства индустрии и новых технологий РК во исполнение поручения Главы государства совместно с государственными органами и представителями бизнес-сообщества приступило к разработке Национальной экспортной стратегии Казахстана до 2020 года.

  • 30 Октября 2013
  • 3566
Фото - Caravan.kz

В беседе с корреспондентом КазИнформа директор Департамента экспортных стратегий Оксана Ким говорит о том, что собой представляет Национальная экспортная стратегия, и какие вопросы должны решаться с ее помощью.

— Как идет разработка нового программного документа?

-В настоящее время мы работаем над созданием Концепции Национальной экспортной стратегии. Эта работа будет завершена до конца текущего года. В первой половине следующего года мы рассчитываем провести процедуру согласования концепции в государственных органах. В разработке документа, кроме «KAZNEX INVEST», участвуют международные консультанты и казахстанские эксперты. Причем большую часть работы выполняют отечественные эксперты — по анализу экспорта, финансовым вопросам, в сфере внешней торговли и интеграционных процессов. Международные консультанты занимаются блоком методологического обоснования, то есть, насколько наша Стратегия соответствует мировым признанным стандартам. В рамках проекта мы сотрудничаем с Международным торговым центром ООН, эксперты которого провели тренинги по структуре и основным элементам, необходимым для успешной разработки Стратегии, а также по детальному анализу цепочки добавленной стоимости и определению целевых рынков.

Следует учесть, что до конца года будут разработаны еще несколько значимых программных документов. В частности, это Концепция второй пятилетки Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития. При этом, идеологически, наша Национальная экспортная стратегия войдет в ГП ФИИР, в части маркетингового продвижения. И мы свою Стратегию будем координировать с ГП ФИИР, а также с Концепцией вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира.

— Почему было принято решение о разработке экспортной стратегии, ведь раньше такого документа у нас не было?

— Решение Главы государства очень своевременно, ведь сегодня в связи с волатильностью мировых рынков перед государствами встает задача своевременного реагирования на все изменения. Экспорт является одним из таких механизмов, с помощью которых государство может стать более конкурентоспособным. Кроме того, у нас ожидается значительное увеличение производства в связи с реализацией ГП ФИИР, и очень важно заранее позаботиться о сбыте этих товаров, построить систему лоббирования казахстанского экспорта на внешних рынках. Целесообразность разработки экспортных стратегий уже подтверждена зарубежным опытом. За последнее время около 100 стран мира приняли такие инструменты государственного регулирования экспорта.

— Что изменится с принятием этой стратегии?

— Цель разработки Стратегии — построение такой системы, которая помимо институциональных вопросов, акцентируется на механизмах, позволяющих наладить инфраструктуру экспорта. Это, к примеру, развитие рынка доступных финансовых инструментов, снижение транспортных издержек для экспортеров. Кроме того, наши экспортеры испытывают нехватку информации — качественной и доступной, размещенной в одном каком-то ресурсе. Усилится роль Совета экспортеров, потому что, как показывает зарубежный опыт, нужен сильный координационный орган, который сосредоточит усилия на стратегическом планировании и анализе программных документов на предмет их соответствия критериям Стратегии. Другим актуальным вопросом является создание правильно выстроенной промоутерской сети представительств. Как показывает опыт развитых стран, для успешного продвижения экспорта очень важно наличие эффективной зарубежной экспортной инфраструктуры.

— Участвуют ли в разработке Национальной экспортной стратегии представители бизнес-структур?

-Безусловно, при разработке Стратегии нашим самым важным партнером является бизнес-сообщество — непосредственно предприятия-экспортеры. Мы провели уже 4 встречи с экспортерами в регионах, обсуждали с ними проблемные вопросы и основные направления Стратегии. Поступило много замечаний и предложений, все они будут учтены.

— Какие целевые индикаторы планируется заложить в Национальную экспортную стратегию?

-Целевые индикаторы Стратегии определены в соответствии с показателями Стратегии «Казахстан-2050». В этом документе поставлена задача увеличить долю несырьевого экспорта в общем объеме экспорта в два раза к 2025 году, и в три раза — к 2040 году. Поэтому уже к 2020 году объем несырьевого экспорта планируется увеличить до 50 миллиардов долларов США. Это очень непростая задача, если учесть, что в 2012 году объем несырьевого экспорта составил 25,5 миллиардов долларов. В Стратегии будут также и дополнительные индикаторы, такие, как увеличение товарной диверсификация экспорта, количества компаний-экспортеров, рабочих мест и усиление узнаваемости бренда «Made in Кazakhstan».

-Какие отрасли и рынки Вы считаете наиболее перспективными с точки зрения увеличения объемов экспорта?

— На сегодня перспективными отраслями, с точки зрения экспорта, являются машиностроение, металлургия, химическая  и пищевая промышленность. Потенциал этих отраслей связан с несколькими факторами. В первую очередь, это наличие сырья, инфраструктуры и спрос на мировых рынках. Это подтверждается и данными внешней торговли — данные отрасли динамично развиваются и вносят наибольший вклад в структуру ВВП. Но есть и другие перспективные направления, в частности, это рынок услуг. Имеется большой потенциал для туризма и рынка информационных технологий. По мнению экспертов Международного торгового центра, для Казахстана стоит сделать упор на традиционные отрасли экономики, в то же время в свете конкурентных преимуществ страны необходимо анализировать и «растущие» отрасли, которые смогут в будущем стать движущей силой для экономики. Для этого нужно также учитывать мировой спрос и социально-экономический эффект или воздействие от развития отраслей на занятость и развитие регионов Казахстана.

При определении отраслей и рынков следует иметь в виду, что любая стратегия, наша в том числе, концептуально подразумевает выбор приоритетов развития при ограниченных ресурсах. Невозможно помогать каждому и всеми средствами, необходимо определить что именно, при существующих условиях, является наиболее перспективным с точки зрения стабильного продвижения на рынки.

Продолжая говорить о рынках сбыта экспортной продукции, стоит отметить Россию и ее приграничные регионы, Европу, западные регионы Китая, и конечно, страны Центральной Азии. Бесспорно, все эти рынки очень отличаются по объему, потребительским предпочтениям и законодательству, но для успешного закрепления на них все эти факторы должны учитываться предприятиями-экспортерами.

— Что нового предлагает ваше Агентство в плане поддержки экспортеров?

— Наша текущая работа по направлению поддержки казахстанского экспорта осуществляется с помощью 18 инструментов сервисной поддержки. Это аналитическая поддержка — мы делаем бриф-анализы потенциальных экспортных продуктов, страновые обзоры, включающие основные макроэкономические и торговые показатели, условия доступа на рынок рассматриваемой страны. Кроме того, мы помогаем организовывать выставки за рубежом, национальные стенды, проводим торговые миссии. Вся информация о мерах поддержки экспортеров размещается на сайте Агентства. Но планируем создание еще одного ресурса — единого информационного портала, который будет называться export.gov.kz. Этот специализированный портал будет служить единым «окном», с помощью которого экспортер получит всю необходимую маркетинговую информацию по Казахстану и данные по рынкам, на которые он собирается экспортировать. Особенность этого портала в том, что здесь также сможет получить полезную информацию и потенциальный покупатель казахстанской продукции.

— Спасибо за беседу.

Источник: КазИнформ