Этот документ имеет среднесрочную направленность: в нем даются прогнозы только на нынешний год — показатели на последующие годы будут уточняться в конце каждого предыдущего года.
Впервые за последние несколько лет Нацбанк страны рассмотрел всего лишь два сценарных варианта при разработке денежно-кредитной политики. Критерием разделения на сценарные варианты является уровень мировых цен на нефть.
Учитывая текущие тенденции на мировом рынке углеводородов, во внимание взяты лишь умеренные и высокие цены. Сценарий низких мировых цен на нефть вообще не рассматривался, поскольку, как считают в Нацбанке, резкое снижение цен на черное золото в ближайшем будущем маловероятно.
Если цены на нефть будут умеренными и в рассматриваемом периоде останутся в пределах 45-60 долларов за баррель, то среднегодовой рост экономики составит 8-9 процентов, международные резервы Нацбанка будут расти ежегодно на 12-38 процентов, денежная масса — на 24-35 процентов, денежная база — на 20-42 процента.
Уровень монетизации экономики, по мнению специалистов Нацбанка, вырастет от 32 процентов в этом году до 38 процентов в 2 конце периода.
В случае превышения средними мировыми ценами на нефть сорта «Брент» планки 65 долларов за баррель, экономические события в стране будут развиваться по другому сценарию.
Первое: будут достигнуты более низкие уровни мировых процентных ставок. Второе: экономика начнет расти более интенсивно. Третье: прогнозы роста международных резервов и денежных агрегатов, имеющих, кстати, большое значение при формировании инфляции будут выше в среднем на 7-12 процентов, чем по сценарию умеренных цен на нефть.
Из двух вариантов развития событий центральный банк страны все-таки считает наиболее реалистичным сценарий умеренных цен на нефть. А поскольку он определяет приоритетным направлением своей деятельности обеспечение стабильности цен, то основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в коридоре 5,7-7,3 процента.
Надо сказать, что это задача не из легких. В 2005 году инфляция достигла 7,5 процента, значительно превысив прогнозы и показатели предыдущих лет — в 2002-2004 годах она находилась в пределах 6,6-6,8 процента.
Именно поэтому Нацбанк в «Основных направлениях» объявляет о том, что будет осуществлен ряд мер, направленных на ужесточение денежно-кредитной политики. И здесь даже не имеет значения, какой из сценариев будет реализован жизнью.
Ужесточение последует, прежде всего, потому что инфляционное давление сохраняется, чему способствует и значительный приток иностранного капитала, и избыток ликвидности на внутреннем финансовом рынке, и рост расходов государственного бюджета.
Причем, мы сможем, в случае дальнейшего роста цен на нефть наблюдать следующую закономерность: чем динамичнее будут расти цены, тем все больше будет ужесточаться денежно-кредитная политика.
Нацбанк собирается и дальше эффективно регулировать ставки по своим операциям, включая официальную ставку рефинансирования, в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.
Как и прежде, основным инструментом регулирования ставок вознаграждения останутся депозиты коммерческих банков в Национальном банке и выпуск краткосрочных нот. Объем привлечения депозитов регулироваться не будет, зато будут определяться ставки по ним. Это для банков второго уровня далеко не новость — такую политику Нацбанк уже проводит. Но теперь он собирается повысить свое влияние на рыночные ставки путем установления коридора ставок. Нижняя ставка будет определять ставку по привлечению депозитов, а верхняя обозначать ставку по предоставлению займов. Однако насколько эта мера окажется действенной, непонятно, потому что среди депозиторов, как и среди заемщиков, есть юридические и физические лица. Скорее всего, этот коридор будет определяться для каждой категории участников финансового рынка в отдельности и им будет вменено в обязанность соблюдать его. Иначе данная мера окажется не более чем проформой.
Эти меры вряд ли обрадуют банки, в особенности, те из них, которые пытаются увеличить свою долю на рынке или просто выжить. В основном это банки второго эшелона. Крупным в этой ситуации будет легче: они имеют ряд конкурентных преимуществ (высокие рейтинги, более дешевую и более диверсифицированную базу заимствования, они могут делать бизнес на больших объемах и т.д.).
Нацбанк планирует, кроме прочего, «связать» официальную ставку рефинансирования с предельными ставками вознаграждения по вновь привлекаемым вкладам физических лиц, возврат которых гарантируется Казахстанским фондом гарантирования.
Данный шаг вообще парадоксален: международные финансовые институты в лице Всемирного банка и Международного валютного фонда уже не раз критиковали Казахстан за регулирование предельных ставок вознаграждения, призывая покончить с этой нерыночной практикой.
Кроме того, в ближайшем будущем планируется принять закон «Об обязательном гарантировании депозитов в банках второго уровня Республики Казахстан» (сейчас он проходит согласование в правительстве). Этот закон кардинально поменяет систему гарантирования: если сейчас банки-участники системы гарантирования депозитов осуществляют единые платежи, то, предполагается, уже с 2007 года банки с большей степенью риска для системы будут отчислять в фонд больше, чем банки с меньшими рисками. Вот тогда и можно спокойно отдать установление ставок вознаграждения по депозитам на откуп банкам.
Еще накануне утверждения «Основных направлений» председатель Национального банка Анвар Сайденов заявлял: «Мы хотим, чтобы в конечном итоге ставка рефинансирования, об абстрактности которой уже давно говорится, имела более действенные каналы воздействия на финансовом рынке». Однако вряд ли повысить статус ставки рефинансирования удастся таким образом. В других странах она, как правило, имеет иное прикладное значение: именно ставка рефинансирования является ценой денег, которые центральный банк предоставляет банкам второго уровня в виде рефинансирования.
У нас же Нацбанк, по словам его экс-председателя Григория Марченко, не предоставляет займы коммерческим банкам аж с 1996 года.
И еще одна мера Нацбанка: он «намерен производить дальнейшее совершенствование механизма расчета минимальных резервных требований путем расширения обязательств банков, по которым они должны соблюдать нормативы».
Расшифровки, что стоит за этой фразой, нет, но можно предположить, что банкам будет предложено потуже затянуть пояса. В течение года обязательно появятся новости из этого цикла и они вряд ли придутся по душе игрокам рынка.
Коллаж с сайта http://top.rbc.ru/