На эти и другие вопросы отвечал председатель Нацбанка страны Григорий Марченко.
Начало пресс-конференции Григорий Марченко посвятил тому, чтобы развенчать так называемых экспертов и специалистов, которые предрекали значительное повышение цен на продукты и услуги сразу после девальвации тенге.
– Как видите, ничего не сбылось! Повысились цены на отдельные импортные товары, но в целом инфляция в феврале 2009 года составила 0,8 процента, что соответствует уровню февраля 2008 года.
ПОЧЕМУ РАСТЕТ ДОЛЛАР?
– Все, что касается курса доллара, – относительно, – разъяснял журналистам Григорий Марченко. – Курс доллара – это его цена, выраженная в других валютах. И если в США была бы сложная экономическая ситуация, а в Западной Европе или Японии намного лучше, то курс доллара бы падал. Но ситуация в Европе и Японии не лучше, чем в США. Второй момент: большой объем инвестиций был сделан американцами за рубежом – около триллиона долларов. Часть этих денег возвращается сейчас в США, то есть люди опять меняют те средства в других валютах на доллары, это увеличивает спрос.
И третий момент: государственные ценные бумаги США имеют статус безопасной гавани, и очень многие страны – и азиатские, и европейские – часть своих резервов размещают в этих активах. Три этих фактора в совокупности приводят к росту доллара, несмотря на большой дефицит платежного баланса и на рекордный дефицит бюджета США. Может, это и противоречит интуиции и ожиданиям, но этот процесс продолжается.
ЗАКРОЮТ ЛИ ОБМЕННИКИ?
По словам председателя Нацбанка, пока такое решение не принято. Но Нацбанк рассматривает альтернативные варианты. Например, в некоторых странах небанковские обменные пункты могут продавать только ту валюту, которую раньше купили у населения, а перепродавать валюту, купленную у банков, не имеют права.
А если понадобится, сообщил Григорий Марченко, в банках откроют дежурные обменные пункты, которые будут работать ночью. Но ему лично непонятно: почему (и главное, кому) в Казахстане среди ночи нужно обменивать миллионы долларов?
– В Алматы есть так называемые мигрирующие пункты, то есть они берут в аренду здание, которое полностью соответствует требованиям нормативных актов, нанимают охрану, а потом через несколько месяцев оказываются в другом здании, которое не соответствует этим требованиям, да и охраны там уже особенной нет, – поделился он своими опасениями.
По его мнению, разговоры о том, что небанковские обменные пункты выполняют основной объем работ по обмену валюты для населения, полностью не соответствуют действительности. Официальные данные: более 70 процентов объемов операций приходится на банки.
Главный банкир страны считает, что в случае передачи валютообменной деятельности исключительно банкам не стоит бояться появления теневого валютного рынка.
А вот чего стоит опасаться – так это предпраздничных слухов.
– Сейчас начнутся провокации перед длинными праздниками, – считает председатель Нацбанка. – 23, 24, 25 февраля в пунктах обмена валюты создавалась паника, вбрасывалась недостоверная информация в СМИ и Интернет о второй волне девальвации. Кому это было выгодно – делайте выводы. Такую деятельность нужно пресекать, и мы это будем делать.
Жанар КАНАФИНА