Известный экономист и предприниматель Галим Хусаинов объяснил, как теперь может измениться покупательская способность казахстанцев. Он также сообщил, что будут делать люди со своими накоплениями, передает корреспондент медиа-портала Караван.kz.
«Такое ощущение, что уже курсообразование перешло в панический настрой. Люди, получившие хоть немного тенге, бегут менять их в доллары США. Небольшие объемы на торгах KASE (Казахстанская фондовая биржа) показывают, что Национальный банк РК держит оборону и не собирается вмешиваться в торги. Как уже говорил, из крайности в крайность. Уже все кто мог, высказал свое мнение. Вообще, политика инфляционного таргетирования через механизмы процентных ставок и ликвидности в условиях высокой зависимости от импорта – просто бессмысленная вещь, которая никогда работать не будет. Можно вообще вывести из оборота тенге, или запретить доллар США, но это не будет связано с инфляцией, так как мы не сможем купить дешевле импортный товар, чем его себестоимость», — пояснил Хусаинов.
У Нацбанка, продолжил эксперт, есть, скорее всего, аналитики, которые должны рассчитать зависимость от импорта. Другими словами, просто нужно построить баланс потребления и производства и отследить влияние курса на инфляцию, которая будет минимальная и которая не поддается регулированию за счет ликвидности.
«Это простая задача, но почему-то ее игнорируют. Вот, например, давайте рассмотрим пример. Среднестатистический интеллигент, например, из банковской сферы получает 300 000 тенге. Сколько для него будет инфляция после девальвации? Приблизительно, его затраты вырастут на 29 процентов. Если не будет индексации, то он будет сокращать потребление. Все логично, но когда по итогам года скажут, что инфляция по стране будет составлять менее 10 процентов, мне будет просто интересно, как они посчитали эту инфляцию? Наверное, для человека, который живет отшельником в горах (как в фильме «ЖАТ») и тратится исключительно на соль с хлебом и керосином» , — резюмировал Галим Хусаинов.
Напомним, сегодня обменный курс доллара США в банках вырос до 300 с лишним тенге. Официальный курс финрегулятора между тем показывает совершенно другие данные.