Нацбанк теперь будет отвечать за все финансовые проблемы страны: сдерживать непрерывно растущие цены, снижать высокие процентные ставки по кредитам, разбираться с долгами банков и пенсионной системой, медленно, но верно превращающей накопления граждан в ничего не стоящую бумагу.
Тут полезно немного вспомнить историю. Десять лет назад Нацбанку поэтапно были переданы функции и полномочия департамента страхового надзора Министерства финансов по надзору страхового рынка (1998 г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам (2001), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Минсоцзащиты (2002). Таким образом, к 2003 году главный банк страны по набору полномочий и влиянию на экономику был сравним, пожалуй, только с тогдашним Минэнерго – главным “кормильцем” бюджета.
То есть в истории страны уже был период, когда в одних опытных руках оказался целый набор рычагов, ремней и кнопок, если не управляющих всей финансовой жизнью страны, то уж точно задающих ей главное направление. Что требовали от Нацбанка восемь лет назад? То же, что и сейчас: сделать так, чтобы доходы граждан росли быстрее цен, экономика развивалась, а банки давали кредиты и не разорялись.
В январе 2003 года председатель Нацбанка Григорий Марченко объявил о создании Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2003–2006 годы, а уже в июле постановлением правительства документ приняли в работу. Главной целью было объявлено “формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции”.
И вот странное совпадение: Концепция 2003 года предполагала создать отдельный орган контроля и надзора за деятельностью финансового сектора, другими словами, отделить надзор от Нацбанка. Агентство финнадзора появилось очень вовремя – именно в тот момент, когда отечественные банки начали занимать за рубежом огромные деньги и раздавать их в виде кредитов. Риск был очевиден, однако Нацбанк в полном соответствии с Концепцией занял позицию наблюдателя. В итоге вся ответственность за плохое регулирование и “слепой” надзор легла на АФН.
– Основной ошибкой регулирования, – заявил глава Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО в 2010 году, – которая в значительной мере усугубила влияние кризиса, была дискретность (то есть прерывистость) регулирования финансового сектора и иных секторов экономики. Усиление роли центральных банков в настоящее время является общей тенденцией для стран, в которых действует схема регулирования с разделением функций центрального банка и регулятора.
В общем, была ошибка, но ее уже исправили. В конце концов не ошибается тот, кто ничего не делает.