На всех парах! - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На всех парах!

На всех парах!

В минувшее воскресенье на Алматинском ипподроме был открыт очередной сезон скачек. Наши корреспонденты не могли пропустить такое событие – ведь это лучший способ познакомиться с пока еще малоизученным, но интересным и полным азарта миром конного спорта.

  • 16 Мая 2008
  • 3057
Фото - Caravan.kz

Большинству из нас о скачках известно из книг. Ну и кинофильмов. Причем книг и фильмов о “не нашей жизни”. Зрелище для аристократов, со своей устоявшейся атрибутикой: серые цилиндры, шампанское, клубника со сливками, Эскот и Уимблдон,

нарядная публика, дамы, демонстрирующие шляпки, ну и так далее.

На Алматинском ипподроме всего этого, конечно, не было – перед входом на трибуны чадили казаны с пловом, продавцы предлагали дешевые газированные напитки, а в магазине при ипподроме торговали седлами и шампунями для лошадей. Да и дамы все больше в кепках.

Но как-то так само собой получалось, что и импортные аристократы, и отечественные ценители острых конноспортивных ощущений придерживаются на бегах неписаного правила: все разговоры на трибунах и около – только о скачках и лошадях. Даже если вы в этом совсем не разбираетесь!

А не купить ли нам седло?

Некоторые из посетителей толпились около стендов, рассматривая фотографии скакунов и решая для себя, на кого поставить, чтобы сорвать невиданный куш. Знатоки, собравшись группами, обсуждали шансы лошадей и уверенно предрекали победу того или иного участника. Мнения иногда решительно расходились.

Кто-то с видом ценителя осматривал прилавок: “А что это за седла такие?! Ковбойские? Правда, настоящие?”. Но покупать не спешили. Зачем ковбойское седло в городской квартире? Ну разве что для придания оригинальности интерьеру…

Хотя, надо сказать, есть и горожане – владельцы лошадей. Они их держат тут же, на ипподроме, платят за уход и содержание, навещают по выходным. Но это удовольствие на любителя. И недешевое, надо отметить.

– Я уже лет тридцать хожу на скачки. Сам тоже занимаюсь конным спортом, но другим его видом – конкуром, – говорит тренер Игорь Синайко. – Конечно, за прошедшие годы многое поменялось, и в лучшую сторону. Если раньше, в советское время, в соревнованиях участвовали лошади только местных заводчиков, то сейчас на скачки в Алматы привозят скакунов из ближнего и дальнего зарубежья. Есть на что посмотреть.

Самые азартные и нетерпеливые зрители располагались даже не на передних сиденьях трибун, а у края поля, чтобы лучше видеть финиш.

Едва дали старт, болельщики немного притихли – на те несколько минут, пока лошади бежали по дальней части круга. Но только фаворит гонки прошел последний поворот и вышел на финишную прямую, трибуны взорвались криком. В многоголосом реве лишь иногда, отрывками, слышался голос комментатора – зрителям было не до секунд и метров – они видели все воочию.

Лишний вес жокею – помеха

У финиша в это время шла своя закулисная суета – судьи прикрикивали на жокеев, направляя их в положенные по регламенту ворота. Предстояла одна из самых важных в конном спорте процедур – взвешивание. К слову, вокруг веса жокея в скачках подчас бывает не меньше шумихи и интриг, чем в других видах спорта вокруг употребления допинга.

Лошадь на скачках должна нести жокея, стремена, седло и уздечку общим весом не более 59 килограммов. Причем вес наездника и груза выдерживаются в заданных параметрах, чтобы уравнять шансы всех участников – ведь чем легче жокей, тем легче бежать лошади. Потому высоким и упитанным никогда не стать профессиональным жокеем. Да и за весом они следят построже, чем какие-нибудь топ-модели. Стараясь одновременно не набирать лишних килограммов и не сбрасывать нужных.

Судьи следят за взвешиванием жокеев до и после старта для того, чтобы никто из спортсменов не прихватил с собой на весы дополнительный груз. Подъезжать к контрольным весам, по правилам, можно только через те ворота, на которых стоит судья.

На наших глазах судьи безжалостно вычеркнули из таблицы результатов двоих участников – жокеи направили своих лошадей через другие ворота.

Пока шло взвешивание спортсменов, уже завершивших выступление, другие жокеи выезжали на рысаках в паддок – место для выводки и седловки.

Азарт – приправа к острым зрелищам

– Опытный зритель, ценитель скаковых лошадей, первым делом идет в паддок, – объяснял главный судья Елдос Бимурза. – Там он внимательно осматривает лошадей, которых перед скачкой выводят на дефиле. Кроме того, завсегдатай скачек, конечно же, изучит программку – там указано, какие лошади с каких заводов примут участие в соревнованиях. Лишь после этого идет делать ставки.

Но всегда есть элемент неожиданности – и именно он позволяет сорвать куш, получить самый большой выигрыш. Ставку на лидера делают многие, и если он приходит первым, то и выигрыш делят на многих. А ставка на аутсайдера приносит выигрыш либо самым отчаянным, либо самым везучим, тем, кто поставил случайно, а лошадь тоже случайно выиграла вопреки всем прогнозам знатоков.

Впрочем, пока на Алматинском ипподроме выигрыши не слишком велики, тут крутятся не такие уж большие суммы. И игра на тотализаторе – не столько самоцель посетителей скачек, сколько, скажем так, приправа к основному блюду.

– Я здесь уже во второй раз. В первый раз играла на тотализаторе, выиграла в шести заездах из семи, – сообщила нам одна из зрительниц, представившаяся Аидой. – Сегодня не так везет. Но ведь это не главное! Самое важное тут – ощущение праздника. Даже если проигрываешь, нисколько не огорчаешься. В общем, я, можно сказать, заболела скачками. И так ждала открытия сезона!

Филипп ПРОКУДИН, Иван БЕСЕДИН (фото)