На Восток и на Запад - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На Восток и на Запад

На Восток и на Запад

Казахстан станет региональным бизнес-центром и крупнейшим мировым торгово-логистическим хабом.

  • 5 Ноября 2016
  • 2210
Фото - Caravan.kz

В этом уверены в АО “НК “Қазақстан темір жолы”. “КАРАВАН” убедился в наличии реальных предпосылок для достижения таких амбициозных целей, посетив расположенную в Панфиловском районе Алматинской области СЭЗ “Хоргос” – Восточные ворота”, возведенную по программе “Нұрлы Жол”.

Главное – удобная география

СЭЗ географически очень выгодно расположена на пересечении маршрутов, следующих из Китая и стран Юго-Восточной Азии в страны СНГ, Европы, Персидского залива и Средней Азии. Грузы уходят отсюда и по железной дороге, и по автомагистралям – вблизи СЭЗ проходит новый транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай. К примеру, состав из расположенного на востоке Китая города Ляньюньгана до Санкт-Петербурга дойдет за 10–13 дней, а из той же точки в европейские города – максимум за полмесяца. Авиатранспортом возить грузы в Европу очень дорого, а морским – через Индийский океан и Средиземное море – дорога займет 1,5–2 месяца.

Использование потенциала СЭЗ дает возможность Казахстану интегрироваться в мировую транспортно-логистическую сеть и стать одним из важных и сильных игроков на этом рынке.

Алтынколь без бюрократии и проволочек

Наш поезд прибыл на железнодорожную станцию страны Алтынколь, что в нескольких километрах от самой СЭЗ. Главный инженер станции Жандос УНТАКБАЕВ рассказывает, что этот узел выполняет функцию перевалочной базы: прибывающие из Китая составы проходят таможенный и пограничный досмотр, здесь производится радиационный и санитарный мониторинг, вагонные составы при необходимости расформировываются или, наоборот, формируются новые, которые затем направляются в сухой порт – зону ответственности ТОО “KTZЕ-Khorgos Gateway”.

На станции помимо основных путей имеется множество отгоночных железнодорожных линий, каждая из которых может вместить целый эшелон. Общее утвержденное нормативами время обработки одного состава из 50 вагонов с момента его прибытия на станцию Алтынколь и до его отправки составляет 3 часа 55 минут. На практике это время еще меньше. Суточная пропускная способность станции – 1 000 вагонов.

Светлый город Нуркент

Недалеко от станции раскинулся, наверное, самый молодой город страны – Нуркент, впечатливший нас свежим воздухом и чистотой. Его стали возводить в 2009 году на полях, где раньше выращивали кукурузу. Сейчас это населенный пункт с полным набором инфраструктуры: котельной, новыми детским садом и школой, водозабором, 3- и 5-этажными домами, асфальтированными улицами и тротуарами, магазинами.

Адилбек ЕСИЛЬБАЕВ трудится на станции Алтынколь электромехаником. Как только со своей семьей прибыл сюда из Алматы сразу после окончания академии транспорта и коммуникаций, получил 2-комнатную квартиру.

– В квартире есть все вплоть до мебели и ковров, – рассказывает Адильбек. – Мы заехали сюда только с чемоданами своих вещей и начали жить. Аренду не платим, оплачиваем лишь коммунальные услуги – примерно 2–3 тысячи тенге в месяц. Моя супруга – тоже железнодорожник. Ребенок ходит в местный садик, за него платим 10 тысяч тенге в месяц.

Сейчас население городка немногим превышает 10 тысяч человек. В будущем его численность планируется увеличить до 50 тысяч.

Важная миссия сухого порта

Следующий наш объект – сухой порт – транспортно-логистический узел. Из-за разной ширины колеи железнодорожных путей Казахстана, стран СНГ и Китая с европейскими странами (Китайско-европейская узкоколейка – 1 4З5 мм, наша – 1520 мм) в сухом порту груз перегружают на платформы, идущие из / в КНР.

Перегрузка осуществляется на расположенных параллельно шести путях: трех узкоколейных, и трех – по стандартам СНГ. Длины этих путей достаточно, чтобы вместить состав из 50 вагонов. Над ними на рельсах расположены три огромных, высотой с 9-этажный дом, козловых крана, операторы которых и выполняют всю работу. В своей работе сухой порт использует опыт и менедж­мент одного из лидеров мировой логистики компании DР World.

Порт расположен на 129,8 гектара. Он выполняет также множество и других функций. Основные – хранение и отправка грузов, сканирование, взвешивание, прохождение таможенных процедур, страхование, а также перегрузка на автотранспорт (рядом ведь трасса Западная Европа – Западный Китай).

Потенциал и возможности порта

По словам генерального директора ТОО “KTZЕ-Khorgos Gateway” Карла ГЕЙСЕНА, на сегодняшний день порт обработал 73 234 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – 20-тонный контейнер. – Прим. ред.). К 2020 году планируется дойти до цифры 540 000. Таможенные, логистические и другие процедуры с грузом выполняются с помощью системы “Номад”, которая значительно уменьшает время нахождения товара в сухом порту. Все передвижения груза его владелец может не только отслеживать в режиме онлайн из любой точки мира через Интернет, но и видеть его с помощью камер, которые снимают практически все процессы. Этих электронных “глаз” тут около 200. Система “Номад” сделана по типу e-gov: в ней любой зарегистрированный участник может получать документы, подавать заявки и получать множество других услуг.

СЭЗ ждет инвесторов

Непосредственно сама СЭЗ включает в себя помимо сухого порта две зоны – индустриальную и логистическую. Для компаний, которые хотят вести свой бизнес в СЭЗ или пришли туда, предусмотрены привилегии в виде освобождения от уплаты корпоративного подоходного, земельного налогов, налогов на имущество, а в некоторых случаях даже от НДС. Также они освобождаются от уплаты таможенных пошлин на ввозимый на территорию расположенного в СЭЗ предприятия товар, в некоторых случаях и при его вывозе. Процедура найма иностранной рабочей силы упрощена, также нерезидентам страны разрешается стать участником СЭЗ, единственное условие – постановка на учет в налоговые органы Казахстана.

Вся территория этих зон обеспечена хорошей дорожной сетью, водо- и энергоснабжением, телекоммуникацией, земельные участки предоставляются в аренду бесплатно до 2035 года. И, конечно, главное преимущество участников СЭЗ – отличная логистика с возможностью быстрой доставки продукции на европейские, китайский и азиатские рынки.

Приоритетными видами деятельности для будущих инвесторов в индустриальной зоне являются производство продуктов питания, переработка сельхозпродукции, текстильная, химическая промышленность, станкостроительная сфера. В СЭЗ нельзя работать недропользователям, объектам игорного бизнеса, компаниям, производящим подакцизные товары, и организациям, к которым применены специальные налоговые режимы и инвестиционные налоговые преференции.

МЦПС “Хоргос”

Международному центру приграничного сотрудничества (МЦПС) “Хоргос” уже более десяти лет. Президент МЦПС Кахарман ДЖАЗИН рассказал, что нынешняя площадь казахстанской стороны с 217 гектаров скоро увеличится до 500. Китайская часть центра составляет 343 гектара. Преимуществами этого первого в своем роде островка международной торговли является безвизовый режим с обеих сторон до 30 суток, готовая инфраструктура для привлечения инвесторов, возможность въезда на территорию МЦПС на основании обычного удостоверения личности.

– Центр – это не только возможность купить китайские товары по низким ценам, но и торговая площадка для европейских и евразийских товаров, которые можно предложить соседям, – рассказал Кахарман Джазин. – По ту сторону границы таких покупателей десятки миллионов человек. Это заметно уже сейчас, когда многие китайцы охотно скупают сельхозпродукцию, которую сюда привозят казахстанцы.

По его словам, на сегодняшний день в МЦПС уже привлечено около 150 миллионов долларов инвестиций. Строят в основном торговые и выставочные центры, на стадии завершения так называемый город мастеров, где будут находиться лавки ремесленников. В центре уже есть казахский аул, имеется славянский квартал, рассматривается проект по строительству Диснейленда.

В этом году МЦПС посетили более 3 миллионов человек, в 2012 году, для сравнения: 310 тысяч. К 2020 году планируется достичь показателя 8,6 миллиона.

Кахарман Джазин рассказал и о нововведениях. Планируется ввести так называемую карту туриста – универсальную электронную карточку, позволяющую идентифицировать ее владельца при осуществлении сделок и оплате услуг в МЦПС. В пилотном режиме ее запустят в феврале следующего года.

Хоргос – Алматы