Многие пассажиры проходящих там поездов не раз могли наблюдать из окон своих вагонов, как геодезисты при помощи высокоточной аппаратуры проводят необходимые замеры на фоне мощной дорожной техники – рычащих экскаваторов, грейдеров и катков.
Все просто: на железнодорожном участке Алматы-1 – Шу сейчас полным ходом идут работы, изучается гидрогеология местности, ведется поиск земельных карьеров и, самое главное, производится обустройство земляного полотна под будущие рельсы.
На одном из самых ответственных и оживленных участков железных дорог республики движение совсем скоро станет двухсторонним. До сих пор здесь действует однопутка с многочисленными карманами-вставками вторых путей, куда прячут поезда, чтобы пропустить встречные. Кто из нас, пассажиров, не пережил это на собственном опыте, когда вагон вдруг останавливается в чистом поле и терпеливо ждет, пока мимо не пронесется другой поезд? Теперь этого не будет.
Как отмечают железнодорожники, их деды возводили Турксиб как однопутку.
– Одна ветка – значит поезда идут лоб в лоб. Чтобы обеспечить их безопасность, приходилось строить боковые пути. Сейчас от Шу до Алматы действует около 30 блокпостов, которые выполняют тяжелую работу – пропуск встречных поездов. Но вскоре движение пойдет по двум ниткам, появятся четный и нечетный путь. Будем дышать свободно, – радостно говорит заместитель директора по Шускому региону филиала АО “НК “КТЖ” Жамбылского отделения дороги Серик КАЛИКОВ.
Как-то лет пять назад он посетовал в беседе с журналистами:
– В космическом веке живем, а у нас до сих пор однопутка.
Его слова не остались незамеченными. “Резко сказано. Но это правда. Будет второй путь!” – пообещали в Астане.
Глава государства придает особое значение эффективности работы участка между двумя крупнейшими железнодорожными узлами – станциями Шу и Алматы, поэтому реализация проекта по вводу в строй встречного направления – на контроле. Нурсултан НАЗАРБАЕВ уверен, этот шаг обеспечит возрождение Великого Шелкового пути и развитие транзитных перевозок Казахстанской железной дороги, а также создаст новые рабочие места.
Кстати, в этом году исполнилось 20 лет с тех пор, как молодое независимое государство по заданию главы государства свой первый индустриальный проект осуществило именно в этих краях. Казахстанские железнодорожники завершили работы на последнем участке электрификации Трансказахстанской магистрали протяженностью почти в 2 400 километров. В торжествах на станции Шу в январе 1995 года принял участие и поздравил железнодорожников Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. С электрификацией участка Алматы – Шу по всей магистрали тепловозы сменились современными мощными электровозами, которые потянули за собой тяжелые составы.
Электрификация этого участка позволила увеличить провозную способность, существенно умножив тоннаж перевозимых грузов. Однако этого было недостаточно, потому что пропускная способность однопутки осталась прежней.
В настоящее время участок обеспечивает пропуск 17 пар грузовых поездов и 26 пассажирских, в том числе шесть поездов “Тальго”. Строительство вторых путей от Алматы-1 до Шу позволит увеличить пропускную способность участка в 3,2 раза и довести пропуск грузовых поездов до 68 пар поездов в сутки. Время их следования сократится более чем в два раза.
Всего по проекту предстоит построить 110 километров железнодорожной магистрали, а также обустроить почти 10 километров станционных путей, соорудить 16 мостов и 80 водопропускных труб, смонтировать системы СЦБ и связи, произвести электрификацию. В соответствии с проектом первой очереди планируется в 2016 году ввести в эксплуатацию более 66 километров.
– До конца года необходимо выполнить значительный задел для обеспечения строительно-монтажных работ на участках первой очереди, вводимых в эксплуатацию в 2016 году, – подчеркнул заместитель директора филиала АО “НК “КТЖ” – “Дирекция по строительству железнодорожных линий” Алий КАРАБАЛИН.
В первом пусковом комплексе, согласно плану, утвержденному научно-техническим советом КТЖ, определены участки Шу – Шокпар, Отар – Чильбастау, Копа – Казыбек-бек, Куркудук – Аксенгир.
– На этих участках, как правило, включающих по 2–3 перегона, на которых необходимо строить двухпутку, будет проведен полный комплекс работ. После их выполнения к концу 2016 года указанные перегоны должны в полной мере отвечать всем нормам СНиПов и пропускать поезда, организовывать перевозки в условиях двух путей. Новые 66 километров будут полностью двухпутными, – пояснил главный менеджер управления по строительству железнодорожной линии Алматы-1 – Шу Марат ЕСИЛБАЕВ.
Генеральным подрядчиком по проекту является консорциум двух компаний – ТОО “Теміржол жөндеу” и ТОО “Жол жөндеушi”, которые будут двигаться навстречу друг другу со стороны станций Шу и Алматы-1. Причем поезда во время строительных работ будут ходить в обычном режиме.
– Разрабатываются правила производства работ, которые позволят вести строительные работы по земляному полотну в условиях сохранения напряженного графика движения поездов по важной магистрали. Только специфические работы потребуют остановки движения, то есть работы в “окно”, когда делается перерыв в движении. Для этого проводим расчеты и запускаем графики работ по отключению электроэнергии или другим действиям, возможно, влекущим ограничение движения. Проводится корректировка графика. На пассажирское и грузовое движение наши работы влиять не будут, – заверил Есилбаев.
Ирина БЕКТИЯРОВА, Алматы