За эти годы много прожито, многое достигнуто. Если в советские времена институт славился своими достижениями по всему Союзу, то в настоящее время без ложной скромности можно сказать, что институт глазных болезней является высокоспециализированным учреждением, которое оказывает помощь больным на уровне мировых стандартов и занимает достойное место в мировой офтальмологической науке. База института имеет на сегодня практически все уникальное оборудование, которое вообще существует в офтальмологии.
О сегодняшнем дне института и его планах мы попросили рассказать директора института, доктора медицинских наук, профессора Турсунгуль Ботабекову.
— На сегодняшний день КазНИИ глазных болезней является республиканским центром офтальмологической службы РК, базой научных исследований по разработке и внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения офтальмопатологии, занимается лечебно-профилактической и педагогической работой, оказывает организационно-методическую помощь регионам республики.
На клинической базе КазНИИ глазных болезней проводятся научные исследования по проблемам глаукомы, сосудистой офтальмопатологии, катаракты, витреальной и пластической хирургии, детской офтальмопатологии. В проведении научных исследований широко используются нанотехнологии и клеточная терапия.
Институт является центром подготовки научных и практических кадров для офтальмологической службы РК, на базе института располагается кафедра офтальмологии Казахского национального медицинского университета и курс постдипломного образования. В 2004 году институт удостоен Золотой Медали Международного фонда «За высокое качество в деловой практике».
С 2008 года институт избран в качестве региональной базы для Казахстана и Средней Азии по приему экзаменов Международного Совета по офтальмологии, штаб-квартира которого расположена в Великобритании. В январе 2009 года, впервые в истории Казахстана открыт специализированный совет по защите докторских диссертаций, и теперь соискатели имеют возможность защищать свои диссертационные работы непосредственно в стенах института.
— Турсунгуль Кобжасаровна, насколько остро сегодня в стране стоит проблема охраны зрения?
— Это весьма серьезная проблема и для казахстанцев, и для граждан других стран. Быстро меняющийся, неумолимо несущийся вперед мир подвергает наш организм несвойственным ему нагрузкам. Телевизор, компьютер, работа в ночное время, экологический кризис, рафинированные продукты и как результат — срыв приспособительных механизмов глаза, нарушение программы его нормального развития. Только по официальным данным в Республике Казахстан зарегистрировано около 1 миллиона больных с заболеваниями глаза и его придаточного аппарата. Отмечен рост таких грозных патологий органа зрения как глаукома, диабетическая ретинопатия, приводящих к необратимой слепоте. Неуклонно растет число близоруких детей, а ведь это будущее нации, нашего молодого процветающего государства.
И здесь важнейшую роль играет ранняя и правильная диагностика. Офтальмология в последние десятилетия сделала громадный шаг вперед, прежде всего в освоении новых технических возможностей распознавания и лечения глазных болезней. За последние два года в институте появилось уникальное диагностическое оборудование, которое позволяет детализировать состояние диска зрительного нерва при глаукоме, визуализировать структуры переднего сегмента глаза при различной глазной патологии, проводить количественную и качественную оценки структур глаза с микронной точностью и их пространственные взаимоотношения.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о новом оборудовании и возможностях, которые оно предоставляет.
— Например, у нас есть Гейдельберский ретинальный томограф — прибор, с помощью которого проводится прижизненная микроскопия зрительного нерва и сетчатки. Для получения изображений использует быстрое сканирование диодным лазером. Особенностью этого прибора является возможность получения трехмерного изображения исследуемых структур. Для того, чтобы описать точность получаемых результатов, достаточно сказать, что при исследовании на глубину 4 миллиметра, аппарат производит до 64 оптических срезов.
Этот прибор для незаменим для ранней диагностики глаукомы. При обследовании пациента его данные автоматически анализируются на вероятность наличия этого заболевания.
Огромным преимуществом является возможность динамического наблюдения за пациентом. Если пациент прошел однажды обследование на этом приборе, его данные сохраняются, и в следующий раз компьютер выдает результат уже с интерпретацией — улучшилось или ухудшилось состояние сетчатки и зрительного нерва. При этом сам пациент может не чувствовать каких-либо изменений зрительных функций, т.е. прибор регистрирует изменения практически на клеточном уровне и позволяет вовремя коррегировать лечение.
Несомненным его преимуществом является также возможность изучения состояния роговицы. С его помощью можно подсчитать количество клеток эндотелия, от которого фактически зависит прозрачность роговицы.
В его функции входит и возможность калиброметрии сосудов глазного дна. Измерив диаметр сосудов мы можем точно сказать есть ли эффект от тех или иных сосудистых препаратов. А значит — подобрать наилучшую лекарственную терапию. Сосуды на глазном дне косвенно позволяют судить о состоянии сосудов головного мозга, т.е. прибор открывает большие возможности не только для офтальмологов, но и для специалистов других областей медицины: неврология, терапия и т.д.
— Сейчас в диагностике, несколько я знаю, очень эффективно используются различные томографы…
— Да, томография позволяет резко улучшить качество исследований. Появление в нашем институте оптического когерентного томографа Visante OCT дало офтальмологам новые возможности в диагностике и лечении различной патологии переднего отрезка глаза. Не касаясь глаза, прибор производит томографию (сечение глаза) с высоким разрешением. На этих томограммах можно проводить измерения, анализировать изображения. Томограф делает обследование максимально комфортным для пациента.
Возможность визуализации структур переднего сегмента глаза в режиме реального времени играет большую роль как в до- так и в послеоперационном периоде. Этот аппарат позволяет проводить бесконтактный анализ структур переднего отрезка глаза, таких, как роговица, радужная оболочка, элементы угла передней камеры.
Важным преимуществом прибора является возможность сканирования структур глаза при непрозрачной роговице.
Особый интерес представляет прибор при обследовании пациентов, которым планируется или уже произведена эксимер-лазерная коррекция миопии, гиперметропии, астигматизма. С помощью аппарата можно точно сказать, показан ли данному пациенту этот вид операции, каковы результаты операции?
— Какие еще новые методы исследования и лечения применяются в институте?
— Их много. Например — ультразвуковая биомикроскопия (УБМ) — новый ультразвуковой диагностический метод, объединяющий в себе функции ультразвуковой диагностики и биомикроскопии. Аппарат позволяет получить представление о пространственных взаимоотношениях внутриглазных структур с микронной точностью — толщина среза при ультразвуковой биомикроскопии — 20 микрон. Применение УБМ открывает новые возможности диагностики при непрозрачности оптических сред.
Метод может применяться для высокоточного исследования структур переднего отрезка глаза с целью диагностики глаукомы, катаракты, новообразований, изменений глаза при травмах.
Прибор незаменим для диагностики и определения вида операции при так называемой «азиатской» форме глаукомы. Очень важно проводить это исследование при повторных операциях при глаукоме, при проведении лазерных операций.
Ультразвуковая биомикроскопия позволяет на ранних стадиях выявить наличие подвывихов хрусталика и правильно определить вид хирургического вмешательства. В послеоперационном периоде аппарат позволяет определить правильность положения искусственного хрусталика, выявить наличие послеоперационных осложнений.
У нас также есть и другие уникальные приборы. Например, новая цифровая фундус — камера предназначена для получения качественного изображения и фотографирования глазного дна. Новый прибор оснащен компьютерной программой, которая позволяет регулировать время съемки. Эта функция особенно важна при исследовании сосудов глазного дна с введением контрастного вещества.
Основным отличием от предыдущих аппаратов подобного типа является возможность получения цельной картины глазного дна, возможность использования разных видов контрастирующих веществ одновременно, возможность обследования пациентов без расширения зрачка.
Эти уникальные приборы и методики позволяют врачам института эффективно выявлять и лечить самые сложные болезни глаза, спасать людям зрения даже в очень тяжелых, почти безнадежных случаях. И это — наш вклад в реализацию государственной программы улучшения здоровья нации.
Фото с сайта http://eyesill.ru