Жаль только, что в последнее время такие новости обсуждаются больше на уровне шуток. Что-то врод: «Национальный спорт кыргызов — захвата дома правительства в Бишкеке».
Но шутки — шутками, а киргизы пойдут голосовать в это воскресенье. До долгожданных президентских выборов осталось всего пара дней.
Конечно же, многие знают результат заранее. После того, как главные постреволюционные лидеры страны — премьер-министр и и.о. президента Киргизии Курманбек Бакиев и и.о первого вице-премьера страны Феликс Кулов, объединили свои усилия, шансов, по мнению киргизских аналитиков, у других кандидатов практически не осталось.
Да и не широк список тех, кто выставляет свою кандидатуру. Еще меньше лист «добрых дел» и известности, за которые можно было бы презентовать кандидату президентское кресло.
История списков избиркома такова. Первоначально желающих стать президентом Киргизии было около 20 человек. Но все происходило как в романе известной Агаты Кристи «10 негритят». Их становилось все меньше и меньше.
14 политиков отказались по собственному желанию или были сняты с дистанции Центризбиркомом по причине невыполнения каких-либо обязательных требований. Среди них — сдача экзамена по государственному языку, сбор 50 тысяч подписей в свою поддержку по всем регионам республики и внесение избирательного залога в размере 2,5 тысяч долларов.
В предвыборной гонке остались: омбудсмен республики Турсунбай Бакир Уулу, бывший глава МВД Кенешбек Душебаев, лидер политической партии «Демократическое движение Кыргызстана» Жыпар Жекшеев, председатель правления Ассоциации неправительственных организаций Токтайым Уметалиева, и.о. президента, премьер-министр Курманбек Бакиев и президент Союза промышленников и предпринимателей республики Акбаралы Айтикеев.
Самый вероятный претендент, бывший губернатор Джалал-Абадской области Жусупбек Шарипов в последний момент заявил о снятии своей кандидатуры с предвыборной гонки в пользу нынешнего главы республики Курманбека Бакиева.
Свой отказ он мотивировал тем, что «политический тандем Бакиев — Кулов и последующие их совместные шаги сняли в определенной мере напряженность в обществе, намного уменьшили возможность политических интриг, что дало надежду на нормальный завтрашний день».
Выборы в стране — дело не только политические. И добровольное снятие кандидатуры — еще цветочки. По мнению ведущего аналитика по международной политике центра молодежной политической экспертизы Ивана Преображенского, существенное влияние на решение Кулова (он отказался от гонки в пользу действующего президента) могла оказать угроза его жизни. Недавнее убийство сподвижника бывшего вице-премьера Усена Кударбенова послужило намеком на то, что, если не будут достигнуты политические договоренности, спорные ситуации начнут разрешаться путем физического устранения конкурентов.
Такие политические игры все больше нервируют народ, полагают международные аналитики. Когда ситуация не слишком хороша в пользу доверия к избирательной машине, не стоит устраивать такие политические махинации.
Проведенный с 20 по 27 июня 2005 года, в канун выборов в Киргизии, Всемирным Исследовательским институтом «ИнтерМедиа» (Вашингтон, округ Колумбия) опрос показал, как именно настроены граждане. И оценки эти, увы, не слишком утешительные.
В опросе участвовала 1000 граждан Киргизстана, среди них наблюдается весьма высокий уровень ожидания выборов как события, но вот уровень доверия к честности процедуры оставляет желать лучшего. Практически девять десятых из них собираются прийти в избирательные участки и исполнить свое конституционное право. Таких законопослушных граждан с чувством долга — 91% опрошенных.
Несмотря на такой высокий процент, аналитики все же опасаются неявки более 50% избирателей. Такой поступок аннулирует все результаты голосования и сделает выборы недействительными по действующему законодательству страны.
Надо сказать, что такие ожидания присутствуют в аналитике любых избирательных процессов, но процент того, что они оправдаются — не слишком высок.
Явка избирателей впечатляет, и еще больше впечатляет то, что, учитывая отношения и очень большое недоверие киргизов к самим выборам, большинство все же пойдет голосовать.
Примерно одна треть респондентов верит в то, что процесс регистрации кандидатов на пост президента страны был нечестным. Это своеобразная реакция после парламентских выборов, прошедших ранее в этом году, и многочисленные штурмы дома правительства в Бишкеке подтверждают ее.
Парламентские выборы в феврале-марте 2005 года также не принесли желаемого результата. Итог остается спорным. Около двух третей респондентов или 66% хотели бы получить возможность переголосовать.
Политические ошибки, приведшие к мартовскому восстанию, могут быть замечены и по отношению к выборному процессу в Киргизии сейчас.
Представители Джелал-Абада, где оппозиционные правительству Аскара Акаева силы были сильнее, воспринимают текущий выборной процесс в целом более позитивней, нежели представители Бишкека, где поддержка свержения режима была слабее.
Больше одной трети или 37% респондентов в Бишкеке утверждают, что выборной процесс нечестен, тогда как только 18% среди жителей Джелал-Абада думают также.
Имидж США в Киргизии заметно упал после событий 11 сентября, когда более 65% киргизов придерживались высоких оценок взаимоотношений двух стран. Сейчас такие настроения охватывают только 47% граждан Кыргызстана.
И надо отметить, что более лояльно к Штатам относится молодежь, нежели старшее поколение. Больше половины (55%) респондентов в возрасте от 15 до 24 лет рассматривают отношения с США как положительные. Тогда как в таком же свете их видят только 36% тех, кому за 50.
Влияние и популярность США отступает на второй план. Сейчас кыргызы больше склоняются к теплым отношениям с Российской Федерацией. Так думает 90% городского населения.
Аналитики Института «ИнтерМедиа» полагают, что президентские выборы пройдут в атмосфере недоверия и подозрений.
44% резидентов из трех наиболее крупных городов полагают, что влияние на результаты прошедших парламентских выборов оказали иностранные власти. С апреля, когда такие результаты имели место, до текущего момента реакция народа в этом направлении не изменилась.
Опрос, проведенный специалистами института сразу после революции Тюльпанов тогда, показывал, что 41% респондентов настроены не в пользу иностранных держав, особенно Америки, которой отдают первое место в деле влияния на результаты выборов. Сейчас эти настроения усилились.
На фоне далеко не лучшей экономической ситуации в стране, политического переворота, раздела власти, усиления кланового фактора влияния — выборы в Киргизии еще не гарантируют общего улучшения жизни.
Отсутствие реальных кандидатов может привести к победе тандема Кулов-Бакиев, но не к его успешности…
Между тем, игра с политическими настроениями граждан — опасное мероприятие. Поживем — увидим. До выборов — чуть меньше двух суток.