Эти и другие вопросы мы задали начальнику отдела регистрации юридических лиц департамента юстиции Карагандинской области Нургуль КЕНЖЕБАЕВОЙ.
Недавно отдел регистрации юридических лиц департамента юстиции Карагандинской области подвел итоги за пять месяцев текущего года и констатировал не слишком веселый факт: количество регистраций новых предприятий стало меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
– В 2009 году к нам за регистрацией, перерегистрацией обращалось более 10 тысяч юридических лиц, – поделилась статистическими данными Нургуль Нурпеисовна. – В 2010 году было около 14,5 тысячи обращений. В этом году за 5 месяцев – всего 3,5 тысячи. По сравнению с прошлым периодом идет спад по регистрациям субъектов малого бизнеса. В этом году за 5 месяцев было зарегистрировано 319, а за прошлый аналогичный период – 377.
– Можно ли на основании основного вида деятельности регистрируемых предприятий сказать, что Караганда – по-прежнему индустриальный регион?
– Вряд ли. Сейчас большая часть регистрируемых нами предприятий относится к сфере услуг. А производства у нас очень мало.
– Много ли предприятий ликвидируется по Карагандинской области?
– Много. Раньше тенденция была такой: на одну ликвидацию – пять регистраций. В прошлом году соотношение было обратным. На пять ликвидаций – одна регистрация.
– Ого! С чем это связано? Неужели малому и среднему бизнесу так сложно удержаться на плаву?
– Думаю, причина тут другая. Сейчас ведется большая работа со стороны налоговых органов по выявлению простаивающих предприятий и дальнейшей их ликвидации. Мы подразделяем ликвидацию на три категории. Это самоликвидация, банкротство и принудительная ликвидация, когда инициатором выступает государственный орган. Я могу привести примеры. В прошлом году у нас была проведена большая работа по присвоению БИНа. И вот что в ходе нее мы выявили. Если реестр юридических лиц составляет около 25 тысяч юридических лиц в регионе, то 60 % от этого количества – бездействующие предприятия. То есть действующих у нас всего около 40 %. Таким образом, в прошлом году было принудительно ликвидировано около 3800 предприятий. Из них на банкротство подано около 500 предприятий, самоликвидировалось – 1000, реорганизовалось около 1000 предприятий.
– Часто ли люди приходят в бизнес со свежими, неординарными идеями? Не припомните факты регистрации предприятий с необычными видами деятельности?
– Честно скажу: новых идей очень мало. В основном при регистрации новых предприятий значится основной вид деятельности – оптово-розничная торговля. Либо те же услуги юристов, бухгалтеров. Меньше туристических услуг, гостиничных, ресторанных. А что касается совсем уж необычных видов деятельности… В прошлом году у нас регистрировалось предприятие, оказывающее ритуальные услуги с учетом разных направлений веры и национальных традиций. В этом – курьерская служба, оказывающая почтовые экспресс-услуги, а также доставку цветов и подарков по Караганде.
– Что нужно сделать, чтобы в Карагандинском регионе открывалось больше новых частных предприятий?
– Людям нужно заниматься самообразованием, чтобы знать законы, свои права и обязанности. Просто от незнания законов люди могут не создавать своего бизнеса. Мне кажется, необходимо развиваться и улучшать сервис в нашем регионе. Свободные ниши есть.
Амина ЮСУПОВА, Караганда