На поле брани - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+19 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На поле брани

На поле брани

Экология, как известно, занимается сохранением чистоты и целостности природы, достижением гармоничного природного равновесия.

  • 2 Марта 2009
  • 1001
Фото - Caravan.kz

Но сегодня не меньшую тревогу у многих здравомыслящих людей вызывает и «экология души», выражающаяся в сбережении основ человеческой культуры. И, прежде всего, основы культуры — языка, который подвергается сегодня чудовищному давлению.
Одним из выражений этого является чрезвычайное, широчайшее распространение в языковой среде сквернословия, мата, «грязных», «неприличных» слов и выражений. Причем, как это ни печально — мата русского, ставшего сегодня поистине интернациональным явлением на просторах бывшего СССР, используемого практически всеми народами, населявшими прежде единую страну, а до этого — Российскую империю. На каком бы языке ни говорили граждане ныне независимых государств, а ругаться они предпочитают на языке бывших «колониалистов»…
Сегодня матерщина проникла уже практически во все возрастные и социальные группы. Матерятся подростки и дети, водители автобусов и профессора университетов, врачи и телезвезды, бомжи и политические деятели… Как в отчаянии писал еще два века назад один из хороших русских писателей: «Над всеми бескрайними просторами земли российской стоном стоит: «Мать-перемать!»… Прошли столетия, люди достигли невиданного прогресса в технике — а в душе что изменилось? Люди стали выше, чище, возвышеннее? Увы…
Есть хороший анекдот в тему. На остановке ожидают автобуса профессор-филолог и группа оживленно беседующих школьников. Делать нечего, автобус все не идет, и профессор поневоле начинает прислушиваться к беседе подростков, которая вся просто пересыпана матерными словами. Ради научного интереса преподаватель решил посчитать, сколько же неприличных слов произнесут ребята за беседу. «Десять… Четырнадцать… Пятнадцать…» Потом ему подумалось, что надо вмешаться, как-то прекратить это безобразие. Подошел к компании:
— Ребята, пожалуйста, прекратите ругаться, это же нехорошо, неприлично…
— ……!
Огорошенный профессор отходит от ржущей компании.
— Шестнадцать!
Видимо, это тот случай, когда анекдот списан из жизни. Учителя школ просто стонут от подросткового мата — этого злокачественного поветрия бескультурья и грубости, которым сегодня многие подростки еще и щеголяют, как особым достоинством!
— Хорошо еще, что учителей не матерят, хотя и это порой , — рассказывала мне директор одной из алматинских школ. — Многие подростки воспринимают свободу, как разнузданность, а в семье их не могут поставить в рамки, потому что многие родители сами часто употребляют бранные слова. Воспитательная функция школы сегодня тоже сильно снизилась. Вот и получается, что прежде запретные, неприличные слова стали восприниматься, как обычные, даже привлекательные, поскольку они более «ярко» эмоционально окрашены…Тревожная примета времени: мальчики теперь не стесняются ругаться при девочках. Раньше хоть этого не было. Да и сами современные Джульетты порой не отстают от сверстников: часто в их щебетании б…, х…, и п… звучат гораздо чаще, чем обычные слова.
О мате, сквернословии, как особом социально-культурном феномене идут давние споры. Откуда он взялся, для чего нужен, несет ли какую-либо социальную и коммуникативную функцию — здесь существуют разные мнения. Например, некоторые ученые антропологи и лингвисты считают, что мат очень тесно связан с агрессивностью, с проблемой доминирования в группе. И начало все это берет еще с дочеловеческих времен. Приматы, к которым относится и человек, как самые высокоорганизованные социальные животные, задают здесь тон. В стаде павианов, к примеру, доминирующий самец навязывает свою волю и подтверждает свой статус тем, что имитирует половой акт с другими самцами, имеющими подчиненное положение. А они ему — добровольно или вынужденно — «подставляются». Это позволяет стабилизировать ситуацию в группе и избегать травм и драк, а порой — и убийства. Ученые отметили, что подобные отношения «доминирование — подчинение» очень часто возникают и в человеческих сообществах, особенно в группах с асоциальным поведением, в закрытых коллективах — в тюрьме, в армейской казарме, на флоте. Только здесь средством подавления выступает язык, его лексические возможности, «канализированные» в особые речевые формы — ругательства, мат. Выражение: «Я тебя ….» — это то же самое изнасилование, подавление соперника, символический акт доминирования, только выраженный не действием, а в лексической форме. Что ж, видимо, не слишком далеко человеческое сообщество ушло от павианов…
Есть расхожее мнение, что мат русским принесли татаро-монголы, а до того в обществе было просто благорастворение воздухов. Но археологические находки убедительно доказывают, что это не так. Недавно в Великом Новгороде археологи обнаружили две древнерусских берестяных грамоты, написанные за сто лет до нашествия монголов. И содержащих ненормативную лексику, причем практически ту же, что и сегодня. Стало быть, татары напрасно оклеветаны.
Но все это — история, истоки которой скрыты во тьме веков. А вот что делать сегодня, как бороться с повальным сквернословием, которое засоряет наш язык, принижает человеческую личность, создает в обществе атмосферу грубости и цинизма? Специалисты весьма скептически относятся к перспективам «победы» над матом.
— Мат будет существовать всегда, пока существует социальное неравенство, «верхи» и «низы» общества, — считает культуролог Аркадий Вессель. — Ведь что такое матерные слова? Это язык «изнасилованных», то есть, того низшего слоя, который чувствует себя все время вне зоны действия высокой культуры и цивилизации, униженным, оскорбленным, лишенным социальных перспектив. И как всякий изнасилованный раб, он готов применить это насилие по отношению к своему сотоварищу, а если получится, разумеется, и к благородному. Религиозные запреты предельно ослабли. А достижения цивилизации стирают резкие границы между общественными группами.
Идет предельное упрощение культуры, вернее, культура, как дельта реки, растекается на тысячи речек и ручьев. Это порождает явления, практически немыслимые в прежних культурных контекстах. Например — литература. Тексты Сорокина, Лимонова, Алешковского, насыщенные матом, прежде были мыслимыми в культурном контексте только как маргинальные. А сегодня по ним пишутся ученые монографии, они распространяются многотысячными тиражами…
Другой аспект этой проблемы — стремительное развитие «виртуального» пространства, где культурные нормы вообще размыты и царит полная свобода.
Один «клик» компьютерной «мышки» — и любой человек получает доступ к огромному массиву порносайтов со всеми мыслимыми видами полового акта… Разве одна эта легкость скатывания к «телесному низу» не наносит огромный удар по всей традиционной культуре? Порнография, ее доступность в любой момент, уже почти убила всю «мягкую» эротику в литературе и искусстве, сожгла романтический флер вокруг отношений между мужчиной и женщиной. И стремительное проникновение мата в «культурные» слои общества — это только следствие глобального культурного кризиса.
Одна надежда — что человек все-таки недаром называется существом «разумным»…

Иллюстрация с сайта http://tr.rkrp-rpk.ru