На обочине - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На обочине

На обочине

В Алматы, как известно, сегодня проживает примерно миллион триста тысяч горожан.

  • 27 Августа 2007
  • 1466
Фото - Caravan.kz

Еще около трехсот тысяч — приезжие. Ежедневно на улицы Алматы выезжают до 500 тысяч автомобилей, и количество автотранспорта ежегодно растет на 20-25 процентов. Большая часть из них паркуется на территории города.
А так как специально отведенных для этого мест пока крайне недостаточно, то возникают несанкционированные автостоянки, что, в свою очередь, порождает новые проблемы для городского хозяйства.
Поэтому городской акимат одним из основных приоритетов своей работы сделал создание сети многоярусных паркингов.
Аким И. Тасмагамбетов поручил уполномоченным на то структурам обеспечить в этом году строительство 130 автостоянок всех типов.
Сегодня их на территории Алматы всего около 20, и поэтому увеличение их числа в шесть-семь раз пролилось бы бальзамом на души измученных автовладельцев.
Однако, во-первых, программа строительства автопаркингов рассчитана до 2012 года, так что ждать вожделенного «автостойла» придется не один год. А во-вторых, даже ее полная реализация (в чем есть серьезные сомнения по очень простой причине — свободной земли в городе просто нет) — дадут городу максимум 50 тысяч новых парковочных мест. А остальные машины куда девать?
Поэтому стихийные ночные автостоянки во дворах и вдоль улиц сегодня — явление не только закономерное, но и неизбежное, и перспектив решения этой проблемы не видно. И ладно бы владельцы просто оставляли свои машины у обочин мостовых, но ведь во многих местах и дворы, и детские площадки, и газоны — все отдается во власть автомобилей.
В такой острейшей ситуации у немалого числа людей вызревает соблазн как-то заработать на этой проблеме.
В прошлом году коммунальное предприятие «Технический центр Алматы», в ведении которого все официальные автопаркинги города разогнало, по его данным, более 360 незаконных ночных автостоянок. Но все это был во многом «мартышкин труд»: исчезнув из одного двора они тут же организовывались в другом, а гоняться за ними — таких возможностей ни у акимата, ни у милиции нет… Тенденция неизбежна, в условиях города с почти полумиллионным количеством автотранспортных средств и числом парковочных мест, едва покрывающим 10-20 процентов от потребности в них.
Поэтому в акимате сейчас к самовольным стоянкам относятся достаточно либерально, штрафуют и закрывают только те из них, которые уж очень грубо нарушают экологию или покой граждан. Но что делать, если автомобили требуют места? Автомобильный «потоп» — оборотная сторона всеобщей автомобилизации, любишь, как говорится, кататься — люби и «саночки» парковать…
Недавно в прессе промелькнуло сообщение: ученые одной западной страны подсчитали: что если бы вместо автомобилей в современном большом городе было бы такое количество лошадей, вроде бы как в средневековом городе, то любой мегаполис буквально потонул бы в навозе уже через неделю.
В те далекие времена большинство людей передвигалось все-таки пешком. Авто душат горожан невидимыми газами, но от этого перспектива задохнуться, а не утонуть в навозе не становится более вдохновляющей…
О том, как тяжко бороться с незаконными стоянками, говорит и такой факт, что акимат не в силах сегодня даже реализовать свои собственные технические нормы, утвержденные для тех же автостоянок еще десять лет назад. По принятым государственным санитарно-эпидемиологическим нормам, расстояние от открытых стоянок легковых автомобилей до окон жилых домов должно быть не менее 10 метров — если на стоянке до десяти машин. Если под окнами располагаются от 10 до 50 машин, безопасное расстояние должно составлять не менее 25 метров. А при количестве от ста до трехсот машин — не менее 35 метров.
Стоит выглянуть в любой алматинский двор — и сразу станет ясно, что все нормы остались на бумаге. А ведь они рассчитывались и по уровню шума, и по уровню загрязнения воздуха. Жизнь в таком дворе, переполненном автомашинами, становится все более шумной, грязной, некомфортной.
Даже так называемые «элитные» районы в Алматы, в верхней части города, например «Самал» и другие, сегодня все больше страдают от шума, от выхлопных газов, от безумно раздражающих воплей сирен автосигнализации…
И это беда не только южной столицы — от безудержного автомобильного «потопа» сегодня стонут жители Астаны, Караганды, Павлодара и многих других крупных городов.
В Астане, например, даже приняли региональную программу развития автопаркингов на период до 2009 года, которая должна кардинально решить эту проблему.
Причем большую часть автотранспорта предполагается буквально «смести с лица земли» — в подземные автопаркинги. Идея, в принципе, хорошая — там-то они уж действительно никому не будут мешать… Только в этом году, согласно программе, в столице запланировано построить 21 многоуровневую автостоянку на 7800 мест, а до конца 2009 года таких стоянок будет уже 55, на 20 тысяч машино-мест. На эти цели необходимо найти весьма солидную сумму — 26 миллиардов тенге.
Но программа сразу же столкнулась с немалыми организационными, техническими, финансовыми трудностями. Во-первых, даже в бурно расцветающей Астане свободных земельных участков для строительства автопаркингов не так уж много. Так что выделение мест под автопаркинги идет «со скрипом».
Вторая трудность — финансовая. Акимат предполагает, что более половины необходимых средств выделят частные инвесторы, прежде всего — строительные компании. Метод их привлечения прост и немудрен: не будешь строить подземный паркинг — не получишь разрешение на строительство, не утвердишь проект в акиматских службах.
Но для строительных компаний — это новые и весьма нежелательные расходы. Подземный паркинг под каждым жилым домом серьезно бьет их «по карману». Ведь нужно пересматривать проект, укреплять фундамент здания, затрачивать значительно больше различных материалов. По разным оценкам, подземный паркинг увеличивает стоимость строительства дома от 12 до 20 процентов. Соответственно, это сказывается на цене квартир или офисов.
Или же строители будут вынужденно снижать свою норму прибыли, а при нынешних ценах на стройматериалы для многих из них строительство может стать малоокупаемым. Финансовый вопрос, пожалуй, самый главный в ситуации с паркингами, и потому строители идут на разные хитрости, чтобы как-то обойти категорическое предписание акимата. Например, при стадии утверждения проекта планируется многоуровневая подземная стоянка, а после сдачи дома оказывается, что она построена только на одном уровне… Астана, как никакой другой город страны, полна чиновниками, «важными людьми», которые, как никто другой, умеют «договариваться»…
Но есть и технические проблемы. Ведь подземный автопаркинг, да еще и многоуровневый — это не просто бетонная яма в земле, спрятанная под асфальтом двора.
Это достаточно сложное инженерное сооружение, основанное на точных расчетах, со своей вентиляционной системой, электроснабжением, с системами обеспечения безопасности.
В Астане главную проблему для автопаркингов представляют близко лежащие от поверхности грунтовые воды — значит, необходима целая система стоков или откачки этих вод.
А это — новые дополнительные затраты. Никто не может предсказать, как могут повести себя такие сооружения в пору бурного весеннего половодья в Астане, когда весь город буквально заливают талые воды.
Так что строительство автопаркингов, как это намечается акиматовской программой, вполне может оказаться технически — очень сложным, а экономически — просто разорительным мероприятием.
В крупнейшем мегаполисе страны, Алматы, проблемы со стоянками схожие, но со своей спецификой. Прежде всего, строительство подземных автопаркингов здесь осложняется высокой сейсмической опасностью.
А другая сторона проблемы — чрезвычайная теснота застройки, особенно в центре города, где и дома стоят буквально стена к стене, и подземные коммуникации сплетаются, занимая практически все пространство под домами и под дорогами.
Было предложение — строить стоянки в нижней части города, там, где посвободнее, и есть еще незастроенное пространство. Но кто из автолюбителей на это согласится? Мне самому пришлось испытать «прелести» аналогичной ситуации: по наследству достался кооперативный гараж по улице Аэродромной, что ниже улицы Рыскулова на две автобусных остановки. А так, как я живу в верхней части Алматы, то чтобы добраться до гаража, мне приходилось бы ехать не менее часа, с двумя пересадками, да и то, если нет пробок. Так что в гараже сейчас хранятся только старые вещи, а машину предпочитаю ставить где-нибудь поближе к дому…
Выход видится один: полнее и эффективнее использовать пространство улиц, организовывать и развивать ночные стоянки автотранспорта на обочине магистральных дорог, с охраной и соответствующей инфраструктурой.
По крайней мере, это позволило бы убрать машины из дворов и скверов и хоть как-то улучшить экологическую обстановку там, где гуляют наши дети. Но нужны энергичные действия акиматов, средства, люди, кадры.
Проблема автостоянок обострилась до крайности, но по-прежнему находится «на обочине» внимания местной власти.

Фото с сайта http://www.np.kz