В пояснительной записке к проекту полицейские ссылаются на две Конвенции ООН – о дорожном движении и дорожных сигналах, ратифицированные Казахстаном в прошлом году. Однако даже поверхностное знакомство с этим документом вызывает целый ряд вопросов.
Многие положения нового закона позволяют сотрудникам дорожной полиции штрафовать граждан за действия, ранее не наказуемые, например, за распитие в салоне транспортного средства спиртных напитков.
Пункт 1.5 предписывает участникам дорожного движения не только знать и выполнять относящиеся к ним требования Правил, но и ежегодно проходить профилактические курсы по изучению настоящих Правил. Кто, где и главное – за какие деньги будет организовывать данные курсы, в проекте закона не указано. Сколько будут стоить левые справки о прохождении этих курсов и какую мзду будут брать внимательные сотрудники дорожной полиции с тех, кто ими вовремя не обзавелся…
Еще несколько новых положений дадут возможность полицейским требовать деньги за нарушения, определения которых четко не прописаны. Так, согласно пункту 2.3.3-2, водитель должен “проявлять повышенную осторожность в отношении таких участников дорожного движения, как пешеходы и велосипедисты, дети, престарелые лица и инвалиды”. Определять, проявил или не проявил, будет, судя по всему, полицейский. Со своей точки зрения…
Также, согласно проекту закона, сотрудники дорожной полиции получат право определять, не причиняет ли транспортное средство “неудобства участникам дорожного движения и людям, проживающим в придорожных владениях, не создает ли излишнего шума, не поднимает ли пыль и не выбрасывает ли выхлопные газы, если этого можно избежать” (пункт 2.3.3-3). “Причиняет или не причиняет? Договоримся?”.
А еще вас могут оштрафовать, если “нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств”. И на сервис ехать не надо – сотрудник полиции все неисправности найдет на месте…
Еще одно новшество: согласно поправкам, штрафовать за проезд на красный свет не будут в том случае, если водитель, выехавший на середину перекрестка, завершает поворот направо – разумеется, если он пропустит транспорт и пешеходов, двигающихся на зеленый.
Проект закона уже вызвал бурную дискуссию как среди автолюбителей, так и в сообществе профессиональных юристов. Ждем ваших откликов на нашем сайте www.caravan.kz.