Нет такой профессии!
Казалось бы, самое время готовиться. И программа такой подготовки действительно есть. По крайней мере, в агентстве по чрезвычайным ситуациям города существует документ, в котором расписано все: и как должны действовать те или иные службы, и где развернутся госпитали, и где будут собираться уцелевшие, и по каким улицам сможет ходить транспорт.
Но все это уже после событий. А ведь главное — предупредить большое количество жертв. Даже при десяти баллах возможно снизить число жертв. Главным моментом в этом ситуации является сейсмоустойчивость зданий. И тут свое слово должны сказать архитекторы. Но их никто не слушает. Безвкусные постройки, тут и там выросшие в столице, — это еще полбеды. Из-за перепланировок первых этажей под офисы и торговые и бытовые учреждения, многие пятиэтажки и высотки теперь уже не так устойчивы, как раньше. Разрешения на перепланировку берутся чисто символически, а некоторые и вовсе не приглашают специалистов. Несущие стены, перекрытия разрушаются, и даже во время слабого землетрясения такие дома могут рухнуть.
Свидетельством отношения к профессии является то, что ее до сих пор нет в реестре существующих в республике профессий. Четко не обозначены функции, задачи и их место в обществе. И в самых крупных стройках у нас, как правило, участвуют зарубежные фирмы. Среди них немало турецких. Хотя последнее землетрясение в Турции показало, насколько плохо там развито сейсмостойкое строительство. Здания в городах, подвергнувшихся землетрясению, разрушились как карточные домики.
Микроскопическое усиление
Видимо, после тех событий, городские власти повернулись к этой проблеме лицом, выделяя финансирование, правда, незначительное. В прошлом году в десяти алматинских социальных учреждениях — школах и больницах — было проведено сейсмоусиление. На этот год из бюджета выделено 250 миллионов тенге. Этой суммы хватит на двадцать объектов. Это, конечно, капля в море.
Интересно, что даже новые русские и казахи, имеющие средства, экономят на проектах и заказывают особняки без учета сейсмологической обстановки. Дома строят в предгорьях, и были случаи, что даже без стихийных бедствий, они «сползали». Разношерстные вкусы заказчиков архитекторы вынуждены удовлетворять: всем сегодня нужно жить. Но чтобы жить и завтра, надо думать об укреплении своих жилищ, а не о том, чтобы они были круче, чем у соседа.
Кроме всего прочего, отцы города затеяли капитальный ремонт панельных «хрущоб». Для чего привлекается, так уж у нас повелось, иностранная фирма, выпускающая какие-то замечательные панели. В прессе уже сообщалось, что алматинцам придется переселяться в другое жилье, пока в собственном пойдет реконструкция, и частично оплачивать удовольствие заиметь затем обновленную квартиру. Вот только неизвестно, будет ли капремонт сопровождаться возведением сейсмопоясов и другими усилительными работами.
А большинство районов города, действительно, мотают второй срок. Среди опасных зон — не только микрорайоны с 1 по 5-ый, «Орбиты», «Коктемы», но и жилые районы ниже Ташкентской, где очень слабые грунты. Старые панельные многоэтажки даже при 5-7 баллах будут разрушены на 50 процентов. Некоторые дома способны завалиться даже без подземных толчков. Но главное опасение вызывает все же землетрясение. Тем более что ученые утверждают: возможная балльность со временем все возрастает. Меняется тектоника грунта, поднимается уровень грунтовых вод.
Между тем, не очень давно в сейсмостойком строительстве появилась новинка, которую скорее можно забыть давно забытой старой идеей.
Колеса в фундаменте — дешево и сердито
Но и эта разработка казахстанских архитекторов может укатить за границу. А мы, как водится, потом отправимся вслед, на поклон к предприимчивым иностранцам
Если быть точнее, речь идет не о колесах, а о кольцах. Авторы уникальной конструкции сейсмозащитного фундамента Жумабай Байнатов и Есет Нурмаганбетов вовсе не изобретали колесо. Еще в Древней Греции зодчий Витруний для защиты от подземной стихии советовал устанавливать на фундамент шары. Судя по тому, что землетрясения продолжают основательно разрушать человеческое жилье, тогда идее не хватило хорошего менеджмента. Вполне возможно, та же участь в наши дни постигнет на родине идею казахстанских архитекторов. А вот турки, говорят, уже предлагали алматинцам продать патент на изобретение.
Суть идеи в том, что изобретены новые опорные конструкции фундамента, которые снижают сейсмические нагрузки на здания за счет регулирования их динамических характеристик при подземных колебаниях. Вертикальные опоры в этом случае изготавливаются в виде железобетонных колец. Их укладывают рядами плотно друг к другу для создания сухого трения и образования вертикальных каналов, заполненных специальными упругими материалами. Количество железобетонных колец как по высоте, так и по ширине зависит от сейсмичности района. При землетрясении кольца двигаются и поворачиваются, гася таким образом опасные подземные толчки.
Один из авторов проекта, профессор, доктор технических наук Казахской государственной архитектурно-строительной академии Есет Нурмаганбетов утверждает, что в такой конструкции основная энергия расходуется не на разрыв стыков и кручения жестких фундаментов, а на трения между кольцами. Кроме того, колебания зданий гасятся за счет создания разности в частотах собственных колебаний. При этом повышается коэффициент затухания и исключается ударное воздействие.
Но и это еще не все. Полости опорных железобетонных колец, заполненные пористыми материалами, способны не только поглощать колебания, но и помогать после землетрясения без больших затрат восстанавливать прежнюю сейсмостойкость здания. При восстановлении упрощается монтаж опорных элементов, так как на строительной площадке исключаются «мокрые» процессы, связанные с бетонированием.
Можно еще говорить о технических возможностях новой разработки, но суть всех их в том, что смещение в постройках при толчках снижается на 30-40 процентов. Скольких потерь можно избежать…
Реконструкция алматинских «братских могил» назрела давно. И авторы этой разработки считают, что их ноу-хау могло бы помочь усилить защиту старых домов дешево и надежно. Но пока лишь один частный трехэтажный особняк удостоился чести иметь элементы кольцевого фундамента. Чтобы поставить дело на поток, нужна не очень значительная реконструкция какого-нибудь производства железобетонных изделий.
Похоже, мы окажемся глупее древних греков, у которых была идея, но отсутствовал научно-технический прогресс.