К чему стремятся все бизнесмены? Правильно, купить как можно дешевле, а продать как можно дороже! Во время кризиса их рационализм достигает максимальных показателей: самые алчные предприниматели стремятся всучить согражданам “железяки”, которым место лишь на свалке.
На авторынки ползет “мертвечина”
– Мои знакомые предупреждают о том, что на авторынках казахстанских городов “утопленники” появились опять, – говорит Денис Бетанов. – И ничего удивительного в этом нет, так как несколько стран, из которых к нам завозят бэушные авто, в этом году пережили сильные наводнения.
В сентябре два тайфуна обрушились на Японию, вся центральная часть страны оказалась затопленной, а в октябре та же участь постигла сразу три американских штата – Юту, Южную Каролину и Техас, а потом вода пришла во Францию и Великобританию.
Как поступит среднестатистический владелец “авторусалки” из Великобритании, США, Европы или Японии? Конечно, вкладывать деньги в ремонт он не станет, а, высушив машину, постарается выгодно продать ее заезжему перекупщику. После чего “утопленник” вынырнет на авторынке одной из стран СНГ, в том числе и Казахстана.
Хотя многие казахстанские автолюбители предпочитают приобретать новые машины в кредит либо покупают их за наличку, немало граждан хотят сэкономить и потому едут на авторынок.
Самая страшная ванна – морская
По словам Дениса Бетанова, очень большое значение имеет вода, в которой пускала пузыри машина.
– Морская вода воздействует на кузов и электрическую часть машины гораздо сильнее, чем пресная, – говорит наш собеседник. – В первой имеется много различных солей, которые очень быстро окисляют все металлические части и детали автомобиля. Если он был погружен в воду до нижней кромки приборной панели, то восстанавливать его просто бессмысленно.
Правда, на казахстанских авторынках есть машины, которые тонули не то что по приборную панель, а по самую крышу. И продавцы считают, что ничего страшного в этом нет. Еще бы, ведь такие машины им достаются буквально даром.
Перед тем как машина появится на авторынке, она проходит все этапы очень тщательной предпродажной подготовки. Из-за этого отличить “утопленника” от других машин сложно, но можно.
Большинство продавцов прилагают максимум усилий лишь для того, чтобы привести в порядок внешний вид. Вкладывать деньги в ремонт электрического оборудования, очистку и покраску кузова, реставрацию технических узлов, качественное восстановление двигателя и прочего они не хотят. И это вполне логично. Ведь если внешний вид “утопленника” будет в порядке, то его цена сравняется со стоимостью аналогичного, но “сухого” авто такого же года выпуска.
Осмотрите и обнюхайте кузов и салон
– Покупатель должен начать знакомство с авто внимательным осмотром кузова, – советует Денис Бетанов. – Отогните все уплотнительные резинки дверей, в багажнике. Поднимите коврики на полу, особенно рядом с задними пассажирскими сиденьями. Если машина пережила наводнение, то под половым покрытием останутся грязь, речной ил или песок. Например, как-то раз в авто, прибывшем из США, я нашел дохлых рыбешек.
Загляните во все труднодоступные места салона, тщательно осмотрите обшивку. Ржавеют те части кузова, которые в нормальных условиях для влаги недоступны. Поэтому антикоррозионной обработке они не подвергаются. Загляните под приборную панель, если там ржавчина, то с машиной явно не все в порядке.
В салонах машин‑“утопленников” всегда присутствует неприятный запах. Его вызывают организмы, живущие в речной или морской воде. Погибая, они разлагаются, и запах гнили становится очень стойким. Зная это, продавец пытается избавиться от него с помощью всевозможных освежителей воздуха. Некоторые не жалеют даже духов. Мощный аромат в салоне должен вызвать у покупателя подозрение. Не забудьте открыть багажник и обнюхать его, гнилостный запах там гораздо сильнее.
О знакомстве авто с водной стихией свидетельствуют и разводы на обивке дверей, неестественно затвердевшая кожа или велюр на креслах и подлокотниках, следы ржавчины на проволочном каркасе сидений, капельки влаги на пластиковых деталях салона и за резиновыми уплотнителями окон. Кстати, конденсат может прятаться под стеклом фар, под колпаками стоп-сигналов, сигналов поворота и фонаря заднего хода.
Снимите стекла фар или пластиковые колпаки световых приборов и проведите пальцем по поверхности отражателей. Если на них останется жирный илистый налет с неприятным запахом, значит, машина недавно была в воде.
Первый удар – по электрике
Первым после купания страдает электрическое оборудование.
– И это несмотря на то, что в современных машинах электрическая проводка, блоки, фишки и соединения покрыты достаточно надежной изоляцией, – продолжает Денис Бетанов. – Причем поначалу никаких проблем в работе электрических цепей новый владелец не заметит. Но потом они обязательно проявятся.
Даже мелкие капельки, которые скопились под уплотнительными резинками, под изоляцией и герметичными колпачками, приведут к медленной коррозии в местах соединений. Надо знать, что все неисправности любого электрооборудования делятся на два типа. Либо контакта нет там, где он должен быть, либо он появляется там, где его быть не должно.
Коррозия в местах соединений – самый неприятный вариант, вызывающий неисправности, проявляющиеся эпизодически, обнаружить которые очень сложно.
Осмотрите электрические провода и контакты, защищенные резиновыми колпачками. Если под ними есть мельчайшие признаки коррозии, значит, туда проникала вода.
Обязательно попробуйте попеременно включить электроприборы. Начните с сигналов поворота, которые должны работать, как обычно. Если не включаются, то это плохой знак. Точно так же, как отсутствие звукового сигнала при открытых дверцах машины или забытых включенных фарах.
Вставьте ключ в замок зажигания и поверните его до упора. Двигатель должен сразу же завестись. Если нет, то это “не есть хорошо”.
Жертвами воды становятся также кондиционер, климат-контроль, обогреватель. Если они не работают, значит, что-то не так.
Если ничего из вышеперечисленных проблем покупатель не обнаружил, то он должен попросить продавца позволить прокатиться на выбранной машине.
Необходимо прислушаться к двигателю, неровная работа которого на холостых оборотах укажет на проблему либо в системе зажигания, либо в системе подачи топлива. Иногда во время пробного заезда могут наблюдаться провалы в работе двигателя: тянул, тянул и вдруг перестал. А потом опять начал тянуть.
Случается, автомобиль тонет в тот момент, когда работает двигатель. Тогда мотор получает мощнейший гидроудар и превращается в железный хлам. Некоторые, правда, даже удается завести, но они таят в себе немалую опасность: такой двигатель может загореться в любой момент.
И самое главное – сбой в работе бортового компьютера.
Бывает, что потенциальный покупатель не замечает ничего из вышеперечисленных дефектов. Однако это еще не означает, что все в порядке.
Советуем обратиться в сервисный центр, не поскупиться и выложить небольшую сумму за проверку. Специалисты в присутствии покупателя протестируют электрооборудование выбранного автомобиля на специальном стенде.
Так как все современные машины нашпигованы электронными блоками с необходимым объемом памяти, в которой они накапливают сведения о сбоях и ошибках в системе, то, проанализировав эту информацию, специалисты порекомендуют, стоит ли приобретать данное авто или нет.
Комментарий юриста
Юрист Артур ГУБАЙДУЛИН говорит, что не надо подозревать всех владельцев машин-“утопленников” в нечестности.
– Подавляющее количество автомобилей в Европе, Японии и США застраховано, поэтому владелец, выудив машину из-под воды, оповещает страховую фирму и получает материальную компенсацию. После чего страховщики выставляют на аукцион машины, где их реализуют по остаточной стоимости. А покупателями являются либо владельцы местных автосервисов, либо граждане СНГ. Продавать “утопленника” гражданину какой-нибудь европейской страны они не станут: ее историю очень легко проверить по VIN-коду, внесенному в единую базу данных европейских страховых фирм. Там сразу вычислят, по какой причине выплачивалась страховка владельцу. Поэтому-то авто “выныривают” в республиках бывшего СССР.
Причем их первоначальная стоимость на аукционе примерно в два раза ниже, чем у нормальных машин.