Конечно, отмечают авторы Qmonitor, однозначного ответа на вопрос, что эта новая система ценностей должна в себя включать, не существует, но есть смысл хотя бы разобраться с тем, какие из ценностей, так или иначе присутствующих в нашем обществе должны стать приоритетными, если мы действительно жаждем обновления, а какие, напротив, будут помехой на пути к «светлому будущему».
Издание приводит мнение экспертов.
«Казахстанское общество становится всё более разнообразным, сложным, ценности его трансформируются на глазах, — подчеркнул независимый исследователь Галым Жусипбек. — Новые формы идентичностей и социальных групп возникают благодаря глобализации, цифровизации, а также являются долгосрочным результатом реформ, начатых в предыдущие десятилетия. И это не просто объективный, но и необратимый процесс. Разумеется, его можно и нужно направить в правильное русло, если мы хотим построить реально новый демократический и правовой Казахстан, а не мифический, существующий только в каких-то программах и докладах».
По мнению эксперта, новая система ценностей должна быть построена на трех принципах, главный из которых – это уважение чести и достоинства каждого гражданина. Второй принцип –эмпатия (сопереживание), которую необходимо культивировать на всех уровнях общественной пирамиды. Третий– социальная справедливость.
«И еще одна основополагающая ценность для строительства «Нового Казахстана» – это экологичность. Она должна пронизывать все общество, от самых верхов властной пирамиды до широких слоев населения. Но самое главное условие – в трансформацию системы ценностей должны быть вовлечены все без исключения: и власть, и учёные, и простые граждане, независимо от их возраста, пола, национальности, политических и религиозных взглядов, материальных возможностей. В каждом нужно видеть и ценить прежде всего человека. Только так мы сможем создать сильное социальное государства с достойными зарплатами, пенсиями и пособиями, бесплатным и качественным здравоохранением и образованием, реально работающими социальными лифтами», — отметил Жусипбек.
«Стратегии модернизации не новы — они применялись в разных модификациях и в различные исторические периоды, — подметил журналист и преподаватель Арман Кудабай. — Одни страны благодаря им сумели сделать мощный технологический, экономический и политический рывок (вспомните хотя бы Сингапур). Другие же, несмотря на заметные достижения, так и остались далеки от решения целого ряда социальных, политических и общественных проблем (скажем, Турция). Почему? Потому что модернизация в основе своей предполагает качественные изменения институтов отдельно взятого общества с учетом требований современности, но с опорой на накопленный исторический багаж».
А такая стратегия, по словам эксперта, при кажущейся своей простоте имеет одновременно как положительные, так и отрицательные стороны.
Политолог Талгат Мамырайымов убежден в новой системе главной ценностью должны стать люди.
«Пока у нас не будет достаточных инвестиций в развитие человеческого капитала, ничего не изменится – мы так и будем продолжать беспечно и необременительно осваивать сырьевые ресурсы», — подчеркнул специалист.
Мамырайымов отметил, что необходимость такого подхода доказывает пример развитых стран Запада, чьи экономические успехи в первую очередь связаны с тем, что человек там стал главной ценностью, целью жизнедеятельности, а не средством, как у нас часто бывает.
«Увы, слабо дифференцированная экономика, неразвитые культурная, политическая и научно-образовательная системы порождают в нашем социуме ограниченность социальных статусов, ролей и соответственно ценностей. Причём действующий в стране культ простого человека оформился еще в СССР как необходимый инструмент создания одномерного советского гражданина без каких-либо политических претензий. », — резюмировал эксперт.