На каблуках и велосипеде - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На каблуках и велосипеде

На каблуках и велосипеде

В ноябре в Копенгагене, столице Дании, завершается сезон так называемых городских велосипедов ("City bikes"). На протяжении почти полугода любой желающий, оставив в залог 20 датских крон (около 4 американских долларов - прим.авт.), может в личных нуждах использовать муниципальный велосипед - транспорт, чрезвычайно популярный в Скандинавии.

  • 13 Ноября 2009
  • 2032
Фото - Caravan.kz

«Не удивляйтесь, если увидите официально одетого клерка, направляющегося в свой офис на велосипеде. Жители Копенгагена садятся на свои велосипеды не только в случаях, когда собираются выехать загород отдохнуть», — такими словами меня поприветствовал сайт www.bycyklen.dk, открытый мной перед поездкой в Данию.
Реально осознать, насколько столица этой страны заполнена велосипедами, мне удалось лишь по приезду в город. У каждого жилого дома рядами тянулись велосипедные парковки, часть из которых в отдельных местах попросту отбирала законное место у автодорог. Сегодня, как и много лет тому назад, велосипед для жителей Дании — самая настоящая альтернатива передвижения по городу как у нас общественный транспорт, личное авто или такси.
«Велосипед всегда был очень дешевым средством передвижения. Потому сказать, что 30% датчан просто так и за один присест по какой-то причине массово пересели на велосипеды, будет неправильно, — разговорилась со мной Марие Нютофт, коренная датчанка, увидев мой живой интерес к тому, что у них давно стал нормой жизни. — Я переехала в Копенгаген в 1985 году, и велосипедные дорожки в большей части города уже были, не везде, конечно, но были. При этом там, где их не существовало, и автовладельцы, и велосипедисты знали, что часть дороги, примыкающая к тротуару — территория велосипеда. Сегодня же при строительстве новых дорог в план всегда закладываются дорожки для велосипедистов. Я даже не помню времени, когда их не было».
Зато она вспомнила, как в 1979 году, обучаясь в Ленинградском вузе, она для себя проделала эксперимент — села на двухколесного друга в чужом городе. Это было воскресенье, и эксперимент прошел вполне удачно. «Но когда я на следующий день решила закрепить этот успех, проехавшись от общежития до университета, я посчитала себя как минимум бессмертной. Мне удалось за это путешествие как минимум 5 раз чудесным способом избежать смерти. Тогда владельцы авто просто не знали, что им делать и как себя вести с наглым велосипедистом, выехавшим на их дорогу. В тот момент я почувствовала себя жертвой какой-то страшной охоты», — поделилась она.
Что-то похожее было и у меня, когда я в первый, и, видимо, последний раз в жизни (ну или хотя бы до момента создания целой сети велодорожек в Алматы) попыталась добраться из дома до работы на велосипеде. Ну да, отставить лирику, едем дальше.
Во время бесцельного брожения по Копенгагену, я насчитала лишь несколько улиц, где не было бы отведено место для передвижения велосипедистов. Если быть точнее, то велосипедисток. Их на первый взгляд гораздо больше среди владельцев двухколесных коней. По признанию Марие, это можно объяснить сразу несколькими причинами. Первая — купить велосипед самостоятельно они могут себе позволить еще в подростковом возрасте. А, учитывая уже ставшую притчей во языцех гонку европейских женщин за равноправие и их любовь к свободе, в частности, к свободе передвижения, это чрезвычайно важно. «На мой взгляд, сегодня 60%, если не больше, велосипедистов — женщины, — делится Марие Нютофт. — Для женщин этот вид транспорта выгоден сразу по нескольким причинам: во-первых, это свобода передвижения, во-вторых, бесплатный фитнес. Женщинам всегда важно быть в форме, а сегодня ей помимо этого, нужно успеть поработать, забрать ребенка из садика или школы, и многое другое».
Кстати, то, что многие женщины ездят на работу на велосипеде, сказывается на их внешнем виде. Каблуки, юбка, короткая или не очень, классическая шляпка с закрепленным поверх шлемом, длинный шарф — такой стиль одежды с вариантами можно увидеть почти на каждой коренной датчанке. Как пояснила мне моя собеседница, у них существует очень много вариаций того, в чем можно ездить на велосипеде. «Если говорить проще, то здесь на велосипеде можно ездить абсолютно во всем — и в классической юбке, и на длинных шпильках. Для нас не кажется чем-то таким странным и необычным. По твоему же взгляду вижу, что у вас на шпильках велосипедом не управляют», — улыбается она, добавляя, что в Дании не считается зазорным передвижение на велосипеде, наоборот! «У нас и члены правительства, и директора различных организаций передвигаются на велосипеде. Марка и год выпуска автомобиля здесь не считается показателем достатка или высоты чина. Скорее наоборот, у нас даже несколько презирают людей, которые передвигаются только на автотранспорте», — поясняет она.
По некоторым данным, найденным в Интернете, свыше 20% по городу совершается на велосипеде. Но мне, если честно, показалось, что этот показатель должен равняться как минимум 50%. Потому что лично я не раз наблюдала пробку из велосипедистов, в то время как движение машин не прекращалось. Однако в большинстве случаев велосипедисты все же обгоняют людей, передвигающихся исключительно автомобиле. «Из своего опыта могу сказать, самый наглый велосипедист — это ни разу не водивший автомобиль человек, а самый наглый автомобилист тот, кто никогда не ездил на велосипеде, — комментирует найденные цифры Марие. — Сегодня же в Дании большинство жителей, а это примерно 80%, использует и тот, и другой вид транспорта. Думаю, именно за счет того, что каждый из них знает проблемы передвижения этими видами транспорта, у нас уже много лет держится высокий уровень приветливого отношения друг к другу».
В Копенгагене по разным подсчетам протяженность велосипедных дорожек составляет примерно 300 километров. Согласно цифрам, также обнаруженным во всемирной паутине, в среднем каждый датчанин за один год преодолевает на велосипеде примерно 900 километров. К потоку весело крутящих педали датчан вот уже несколько лет присоединяются и туристы, посещающие страну, которым совсем необязательно везти свой байк с собой: достаточно найти паркинг городских велосипедов. На сегодняшний день число муниципальных велосипедов в Копенгагене достигает 2000 единиц. По словам местных жителей, за все время существования проекта бесплатной эксплуатации городских велосипедов (20 крон возвращаются владельцу, как только он вернул велосипед на одну из стоянок), было украдено всего около пары железных коней. Кстати, самый первый велосипед «City bike One» был подарен не кому-нибудь, а экс-президенту США Биллу Клинтону в 1997 году, когда тот прибыл с визитом в столицу Дании.
Следующий сезон городских байков стартует в апреле-мае следующего года.
Неплохой опыт, правда? Может и мы когда-нибудь пересядем на двухколесных? Только, чур, массово.