На грани отчаяния: почему эмоциональное насилие в семье так же ужасно, как и физическое - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На грани отчаяния: почему эмоциональное насилие в семье так же ужасно, как и физическое

На грани отчаяния: почему эмоциональное насилие в семье так же ужасно, как и физическое

Все чаще психологи стали говорить о таком виде домашнего насилия, как эмоциональное. Профессионалы называют его газлайтингом. Подвергнуться ему могут и женщина, и мужчина, и ребенок.

  • 15 Января 2020
  • 1635
Фото - Caravan.kz

– Очень часто обращаются люди, которые находятся на грани отчаяния. Они не могут понять, что с ними происходит. Бывает, женщина рассказывает: “Вы знаете, он не пьет, не курит, не буянит, не бьет. Но я рассыпаюсь, не могу с ним жить дальше. Мне с каждым годом всё хуже и хуже: кажется, что схожу с ума”. Когда начинаешь разбираться, выясняется, что в большинстве случаев такие мужчины – нарциссы. У них сильно развита самовлюбленность. Как правило, это люди, которые производят положительное впечатление на окружающих. Ему всё равно, что о нем думают жена и дети, но важно, что думают другие. Получается такой положительный герой, поэтому при разводе все возмущаются.

Ничего противозаконного они не делают, но тихо, постепенно доводят до такого состояния, что самоценность женщины падает настолько, что она начинает ощущать себя никем и ничем.

Таких обращений сейчас очень много. Причем страдают как женщины, так и мужчины. В психологии это определяется как газлайтинг – по названию американского фильма “Gaslight” (“Газовый свет”), который вышел на экраны в 1944 году. Главный герой совершал преступления и специально каждый день включал свет на чердаке. Из-за этого освещение в доме становилось тусклее. Жена это замечала и жаловалась ему, а он уверял, что ей кажется. И потихоньку внушал ей, что она сходит с ума и что это она совершала преступления. В конце концов она в это поверила, – рассказывает психолог проекта “Семейный суд” Айгуль БАЙЖАНОВА.

– Можно ли еще на стадии отношений определить, что перед вами кавалер-газлайтер?

Парень-газлайтер, как правило, нежный, заботливый, его интересует всё. И фотоальбом с детскими фотографиями посмотрит, и прошлой жизнью поинтересуется, выслушает истории про бывших партнеров, расспросит, от чего она страдала, кто ее обижал. Делает это для того, чтобы найти слабое место. Потом начинает проверять самооценку, например, делает комплименты. Допустим, говорит: “Какие у тебя красивые ноги”. Она в ответ: “ Нет, что ты. Мне с детства говорили, что у меня кривые ноги”. А он – раз, и на заметочку себе: “Вот одно из больных мест”. Он уже понимает, что можно давить. И потихоньку начинает понижать ее самооценку.

Может проверить следующим образом: например, сказать "Подожди меня во дворе" и уйти на час. Когда выходит и видит, что девушка ждет, понимает: она уже в его сетях. Уже влюблена – значит, можно манипулировать.

Девушка с адекватной самооценкой просто не будет столько ждать. Она сядет в такси и уедет. Если дождалась, пусть даже высказывая претензии, мол, ты меня этим обидел, всё равно он понимает, что можно манипулировать.

– И что, без его совета жена не может ничего сделать?

– Зачастую еще двойной газлайтинг проявляет. Например, говорит: “ Я тебя люблю, поэтому говорю, что нужно именно так поступать”. Получается, он постоянно манипулирует ею. Она думает: муж любит – значит желает добра. И делает так, как он хочет. Допустим, он говорит: “Я сомневаюсь, что ты можешь приготовить хорошую еду”. А если она приготовит, то высказывает: “И это всё, на что ты способна? Я от тебя ожидал большего. Ты, оказывается, не умеешь готовить”. Если каждый день женщине такое говорить, то она в конце концов подумает: я действительно никудышная хозяйка.

К примеру, она рассказывает, что ходила выбирать ему подарок. А он в ответ: “Разве ты можешь выбрать подарок? У тебя же вкуса нет”. Внушение никчемности происходит на каждом шагу, и женщина действительно начинает сомневаться в своих способностях.

– Вгоняет в чувство вины?

– Конечно. Дети что-то сделали не так – жена виновата: “Это ты их так воспитала”. Опоздали в гости: “Это ты так собираешься”. Не понравилось, как вела себя в гостях, опять выставляет виноватой: “У тебя высшее образование, а ты так разговариваешь” или “Мне было стыдно за твою короткую юбку, за твой вульгарный вид”. Она опять чувствует себя виноватой и начинает под него подстраиваться. Делает так, как нравится ему, а его это устраивает. Нарциссу нужно, чтобы было всё так, как хочет он. Но самое печальное, что у жертвы газлайтинга настолько понижается самооценка, что можно дойти до расстройства личности. Допустим, она уличила его в измене. А он, нисколько не смущаясь, ей в ответ: “Ты себе всё придумала. Тебе мерещится, что тебя бросили, потому что бросали раньше”. Она пытается доказать, что видела его с другой, а он отвечает: “Где ты могла меня видеть? Это вообще моя коллега. Ты опять выдумываешь”. И она начинает сомневаться, думать: возможно, и правда показалось.

Некоторые нарциссы доходят до откровенного издевательства. Например, специально, когда не видит жена, переставляют мебель, а ей доказывают, что так и было. Женщина начинает сомневаться в своей адекватности.

Копаться в себе, думать, что забыла. А газлайтер подливает масла в огонь: “Я же говорю, что с твоей психикой что-то не так”. Кстати, такой метод применялся в советское время органами КГБ. Проникали в дом к жертве, которую нужно было довести до психиатрической клиники, и в ее отсутствие переставляли мебель, изымали документы. А потом человеку внушали, что он ненормальный и ничего не помнит. Когда такие методы использует муж, то действительно можно дойти до сумасшествия. Или суицида. Такое тоже часто случается, а потом окружающие говорят: всё было нормально, непонятно, почему она решилась на такой шаг.

– Какие люди чаще всего становятся жертвами газлайтеров?

– Жертвой может стать девочка, за которую всё решают. Она воспринимает это как норму и думает, что надо терпеть. Или когда ребенок в семье подвергался насилию. Например, девочку насилует отчим или отец, а мама ей не верит, говорит, что дочь всё придумала, такого не может быть. “Тебе это приснилось”, – уверяет мать, которой выгодно так думать.

Вообще, дети в семьях часто становятся жертвами эмоционального насилия родителей. В этом случае ситуация гораздо печальнее, ведь брак можно расторгнуть и уйти от таких отношений, а ребенок не может уйти от родителей. И он терпит.

И двойной газлайтинг – не редкость. Когда родители говорят: я тебя бью, потому что люблю и желаю тебе хорошего. Ты без меня пропадешь. И ребенок верит, что нужно терпеть побои, потому что родитель это делает из добрых побуждений.

– Дети с пониженной самооценкой и чувством вины – довольно частое явление, даже если нет таких травмирующих ситуаций, как изнасилования или избиения. С чем это связано?

– С такими комплексами выросло большинство советских людей. Такое мировоззрение внушалось со школьной скамьи. Детей воспитывали с такой точки зрения, что учитель во всем прав. Допустим, ребенок вынужден был накричать на одноклассника, чтобы дать ему отпор. А учитель поставил неуд за поведение. Он приходит домой, а там мама еще сверху добавила или отец ремнем побил за то, что он так себя повел на уроке. Никто не разбирается, в чем причина такой реакции. Действовало правило: учитель всегда прав. В следующий раз ребенок не захочет рассказывать, свыкнется с ролью жертвы.

Часто родители, принимая решение за своих чад, говорят: я лучше знаю, куда тебе поступать, лучше знаю, что тебе есть или надеть и т. д. Такое давление приводит к тому, что ребенок теряет самостоятельность.

В будущем он не в состоянии выбрать профессию, стать самостоятельным мужчиной, семьянином или самостоятельной женщиной. А родителям выгодно, чтобы ребенок от них зависел. Их позиция: “Мы тебе посвятили всю жизнь, ты нам обязан”. На самом деле вас родили для счастья, а вы отблагодарите родителей тем, что подарите внуков.

Актобе