1 февраля президент Касым-Жомарт Токаев принял председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Нурлана Сауранбаева.
Сауранбаев рассказал, что основные производственные показатели АО «НК «ҚТЖ» демонстрируют рост в течение последних трех лет. Так, грузооборот увеличился на 7 % и достиг 270 млрд тонна-километров, а объем транзитных перевозок вырос на 18 % и превысил 27 млн тонн. В результате выручка компании по сравнению с 2022 годом увеличилась на 29,3 %, составив 1,9 трлн тенге. Получена чистая прибыль в размере 154 млрд тенге, что в 4 раза больше, чем в 2022 году. Это исторически лучшие показатели компании. Кроме того, «ҚТЖ» реализует крупные проекты, которые должны повысить выручку еще сильнее.
Железная дорога – это и десятки тысяч рабочих мест, и бюджетные путешествия для пассажиров, и удобные перевозки для предпринимателей, и возможность заработать для частных перевозчиков. На бумаге да, на деле – не совсем. Если посмотреть, какая информация просачивается из компании, можно предположить, что она, скорее, становится «кормушкой» для нечистых на руку дельцов, причем на многих уровнях.
Коррупция
Например, в октябре 2023 обнаружилось, что в течение четырех лет ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» начисляло деньги умершим людям. Материальную помощь продолжали оказывать скончавшимся пенсионерам в Карагандинском и Акмолинском отделениях на суммы 3,1 млн тенге и 2,6 млн тенге. Суд постановил вернуть деньги, виновных наказали по Трудовому кодексу.
В другом случае деньги получали 742 несуществующих работника «КТЖ — ГП», которым выплатили около 10 миллионов тенге. Схему вскрыли транспортные прокуроры.
Сколько еще таких случаев пока что прошло мимо проверяющих? В «ҚТЖ» работали сотни тысяч людей, многие из них ушли на пенсию с железной дороги – почва богатая.
Есть и другие способы нажиться.
В марте арестовали трех человек по подозрению в хищении у «КТЖ» 800 тонн материалов на 127 млн тенге.
В том же месяце была раскрыта схема, придуманная бухгалтером алматинского отделения «КТЖ — ГП».
"По версии следствия, махинация стала возможной ввиду отсутствия интеграции между программой "SAP HRP" для расчета заработной платы и интернет-банкингом предприятия, в связи с чем бухгалтерия имела возможность по-своему закладывать нужные цифры по оплате работникам.
В течение четырех лет излишние начисления переводились на карточки доверенных лиц, которые их обналичивали и передавали злоумышленнику. На сегодня обвиняемое лицо предано суду", — сообщили сотрудники прокуратуры.
В январе 2023 за совершение аналогичного преступления в виде хищения 80 млн тенге в этом же предприятии в январе была осуждена ведущий бухгалтер.
В ноябре стало известно, что около сотни железнодорожников из "КТЖ" отдохнули в санаториях только на бумаге. Национальный перевозчик потратил деньги на их лечение, однако оздоровительные учреждения не дождались пациентов. Куда делись эти деньги, разбирается транспортная полиция.
И это не говоря о простых и всем известных схемах вроде посадки безбилетных пассажиров за денежную благодарность проводнику или перевозку проводниками в своих купе посылок.
Как видим, сотрудники входящих в систему «КТЖ» предприятий находят самые разные уязвимости работодателя. Впрочем, несмотря на неодобрение незаконной деятельности, понять их можно. В следующем пункте поясним.
Выплаты менеджменту
Потому что отдельная немаленькая статья расходов компании – бонусы руководству. Чтобы увидеть масштаб данных расходов, достаточно заглянуть в финансовую отчетность.
В «Қазақстан темір жолы» объяснили, почему у них на самом деле всё хорошоТолько за 9 месяцев 2023 года (с января по сентябрь) 15 человек, которые входят в правление и совет директоров «ҚТЖ», получили выплаты (оклады, премии и т.д.) на 711 млн тенге, то есть в среднем 5,3 млн тенге в месяц.
При этом в 2022 году за те же 9 месяцев уже 16 руководителям выплатили 273 млн тенге, то есть выплаты увеличились почти в 3 раза.
Рядовым железнодорожникам зарплаты повысили только после многочисленным протестов, и то всего на 20 %. С учетом того, что зарплаты большинства сотрудников «ҚТЖ» близки к минимальным, индексация вряд ли покрывает даже высокую инфляцию за прошлый год, не говоря о том, чтобы действительно улучшить уровень жизни работников.
Причем индексации окладов основной массы сотрудников проводятся не каждый год, зато инфляция не пропускает ни дня.
Возможно, руководству стоит пересмотреть систему поощрения сотрудников и часть своих премий отдать людям, которые обеспечивают прибыль компании, работая подчас в тяжелых условиях.
Сговоры
В прошлом месяце Агентство по защите и развитию конкуренции выявило антиконкурентное соглашение между «КТЖ – Грузовые перевозки» и «Hill Corporation» (производитель моторного масла) на сумму более 624 млн тенге
в сфере поставки моторного масла для локомотивов.
Антимонопольные материалы переданы в АФМ РК для досудебного расследования. Об этом в ходе коллегии объявил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции, Марат Омаров.
По информации АЗРК, «КТЖ-ГП» при закупке моторных масел выставляло потенциальным поставщикам дискриминационные требования, которые были направлены на устранение их от участия в закупках.
То есть в данном случае действия «КТЖ-ГП» совершались в интересах HILL Corporation.
Потери предпринимателей
"Нужно управление выгнать из теплых кабинетов" — почему казахстанцы не верят «Қазақстан темір жолы»Это отдельная огромная тема, которую понемногу поднимает транспортная прокуратура. В силу того, что «КТЖ» контролирует железнодорожные пути почти полностью, получать разрешение на строительство новых нужно у его сотрудников. Таким образом, работники «КТЖ», по сути, решают судьбу многих бизнесменов, которые вынуждены или ждать месяцами заветного разрешения, или надеяться на помощь прокуратуры, или решать вопросы еще каким-нибудь нелегким способом вместо того, чтобы получить правильно оформленные документы в срок, так как сделали все правильно.
Яркий пример: казахстанский инвестор решил вложить 2 млрд тенге в проекты в Экибастузе, но в течение 7 месяцев не мог получить разрешение на строительство необходимого подъездного пути, а в октябре 2023 года работники «КТЖ» и вовсе прислали ему технические условия с требованием от малого бизнеса построить за счет собственных средств дополнительный железнодорожный путь для нужд национального перевозчика.
В прокуратуре обратили внимание, что ситуация затронула еще трех предпринимателей, и все бумаги были подписаны одним и тем же руководителем из системы «КТЖ». После вмешательства ведомства барьеры, выставленные перед инвестором, были ликвидированы, идет внутреннее разбирательство.
При этом подобные ситуации также происходят регулярно и в итоге бьют по карману всех казахстанцев. Каким образом?
«Такие незаконные действия со стороны оператора магистральной сети способствуют в конечном итоге завышению стоимости строительных материалов», — поясняют в прокуратуре.
Или еще один яркий пример – перевозка зерна. Предприниматели теряют каждый сотый килограмм, который отправляют к покупателям в вагонах «КТЖ». Это миллионы долларов прибыли. В «КТЖ» говорят, что принимают меры, однако они почему-то не работают.
Немалые деньги национальный перевозчик получает, штрафуя предпринимателей. Только в сентябре 2023 года ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» взыскало почти 300 млн тенге за невыполнение заявок по планам перевозок. Однако предприниматели утверждают, что перевозчик создает штрафные ситуации сам. Они жалуются на то, что национальный перевозчик согласовывает их практически в последние дни месяца, хотя за считанные дни загрузить тонны продукции в десятки вагонов, отметили представители бизнеса, практически невозможно. Учитывая, что время требуется и на отправку вагонов до пункта загрузки товара.
Если умножить 300 миллионов на 12 месяцев, получается 3,6 млрд — очень большая сумма.
Долг
Цифры, приведенные руководителем «КТЖ», восхищают – добиться такого увеличения прибыли за сравнительно короткий срок может далеко не каждый. Однако на деле выясняется, что немалая часть этой прибыли получена сомнительными путями, а другая часть еще и разворована.
Также важно помнить, что по состоянию на 30 июня 2023 года общий долг «КТЖ — Грузовые перевозчки» составил 792,9 млрд тенге, что на 159,5 млрд (15,2 %) выше задолженности в 2022 году, которая составляла 633,4 млрд тенге. Совокупные бязательства всей группы компаний на 31 декабря 2022 года составляли 2,53 триллиона тенге и продолжили неуклонный рост: на 1 июля 2023 долги составили уже 2,75 трлн, на 1 октября — 2,92 трлн тенге.
Об этом Нурлан Сауранбаев в своем отчете не упоминал, однако мы держим эти числа в уме.
То есть увеличивать зарплату менеджерам в 3 раза особо не на что, как и тратить почти 650 млрд тенге на дорогие немецкие вагоны вместо более бюджетных казахстанского производства.
Насколько эффективна выбранная правлением компании стратегия, станет ясно после отчета через год, но пока перспективы не кажутся радужными. Если только не говорить о возможных расследованиях, которые позволят «КТЖ» вернуть еще миллионы тенге.