Правительство тормозит строительство?
Газ должен стать топливом для автомобилей и заменить уголь для электростанций – это единственный способ очистить воздух южной столицы. Но деньги на так необходимый Алматы газопровод почему-то не выделяют…
Нацкомпания “КазМунайГаз” обещала обеспечить юг Казахстана газом через свою “дочку” – “КазТрансГаз”. В декабре прошлого года вступил в строй газопровод Казахстан – Китай, построенный для транзита природного газа из Туркменистана в КНР. 1300-километровая труба прошла через все три южные области, по ней должны перегонять до 30 миллиардов кубометров газа в год. Считается, что в этом случае газоснабжение трех южных областей Казахстана и города Алматы вырастет в три раза.
Но это произойдет только после того, как будет построен газопровод Бейнеу – Бозой – Акбулак, который соединит скважины Западного Казахстана с трубой Казахстан – Китай в Южно-Казахстанской области. Однако…
Строительство газопровода “затягивается из-за проблем финансирования с казахстанской стороны, – сообщил 4 июня управляющий директор по газовым проектам “КазМунайГаза” Болат НАЗАРОВ. – Завершить строительство планируем в 2012 году. Финансирование газопровода ориентировочно составляет 3 миллиарда долларов. 500 миллионов выделяются из бюджета Казахстана… 2,5 миллиарда выделяет китайская сторона. Мы эти 500 миллионов из бюджета никак не можем получить…”.
Почему правительство не может найти эти деньги, г-н Назаров не пояснил. Для сравнения: в Национальном фонде на начало мая скопилось более 30 миллиардов долларов и еще 28 миллиардов лежит в резервах Нацбанка. На газопровод же требуется менее 1 процента от этой суммы.
Алматы – на первом месте по раку
Природный газ в прямом смысле мог бы продлить жизнь десятков тысяч человек. Замеры, проведенные в апреле этого года, показали на всей территории южной столицы двойное превышение в воздухе предельно допустимой концентрации (ПДК) содержания диоксида азота – то есть газообразной азотной кислоты. По данным республиканского центра “Казэкология”, на большей части Турксибского и Алмалинского районов содержание диоксида азота и серы в воздухе колеблется от 2 до 25 ПДК. На забитых машинами перекрестках содержание вредных примесей достигает 50 (!) ПДК.
– Болезни органов дыхания – самый частый диагноз в нашем городе, – отмечает профессор кафедры внутренних болезней КНМУ им. С. Д. Асфендиярова доктор медицинский наук Раиса СЕМЕНОВА. – Их развитие прямо зависит от количества вредных примесей в воздухе.
При вдыхании такой смеси клетки легких подвергаются постоянному раздражению, которое потом перерастает в хронические болезни и рак. По уровню заболеваемости раком южная столица занимает печальное первое место в республике. Каждый пятый-шестой житель страдает от различных видов аллергии. Алматы находится в десятке самых экологически грязных городов мира – такое заключение было сделано международной консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting в 2008 году. Воздух отравляют выхлопы автомобилей, дым угольных ТЭЦ и огромного частного сектора, значительная часть которого до сих пор тоже отапливается углем.
Планы есть – Газа нет
– Алматы живет в условиях экологической катастрофы, – согласен заместитель начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды акимата Алматы Алтай РАХИМБЕТОВ, – поэтому надо срочно заменять уголь, бензин и солярку природным газом. Сегодня у нас примерно 80 процентов загрязнения атмосферного воздуха происходит от автотранспорта. Мы приняли программу, в рамках которой к 2018 году треть всего автопарка в городе должна заправляться автогазом. Первая газозаправочная станция по этой программе откроется в ближайшее время в районе улиц Райымбека – Момышулы… Все автобусы, которые не удастся переоборудовать на автогаз, выведем из эксплуатации или продадим в другие регионы. Все частные таксопарки также планируется перевести на природный газ.
В мегаполисе и рядом с ним работают три ТЭЦ и несколько котельных. Лишь ТЭЦ-1 большую часть года использует газ, а зимой – качественный карагандинский уголь. Крупнейшая ТЭЦ-2 спроектирована под уголь из Экибастуза, на ней с каждой сожженной тонны топлива остается 400 килограммов шлака и золы, которая потом летит через трубы в атмосферу. За пределами города находится лишь ТЭЦ-3, но шлейф дыма от этой станции накрывает всю восточную часть Алматы.
Все это тоже решено перевести на газ. Если, конечно, он будет.
Проблемы накапливаются, цена растет
Сейчас на всем юге Казахстана газа хронически не хватает. Из 381 населенного пункта Жамбылской области к началу 2010 года было газифицировано лишь чуть более 60. В Южно-Казахстанской области, по официальным данным, доступ к природному газу имеет 40 процентов населения, но, скорее всего, эти данные завышены. В пригородах Алматы – Талгаре, Каскелене, Есике – жители многоэтажных домов до сих пор живут в ситуации коммунального бедствия, обогреваясь буржуйками. Целые микрорайоны, больницы и детсады там вынуждены существовать без центрального отопления и горячей воды. Когда будет газ, появится возможность восстановить котельные и создать людям действительно человеческие условия жизни.
В ожидании новой трубы АО “КазТрансГаз” объявило о широкой программе газификации. Только в Алматинской области в 2010 году в расчете на дополнительный газ в новые сети вложат более 700 миллионов тенге. Если строительство газопровода Бейнеу – Бозой – Акбулак будет отложено, все эти планы останутся на бумаге.
– Государство изначально не вкладывается в промышленные проекты, которые потом приходится выкупать у инвесторов за большие деньги, – отмечает главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки Олег ЕГОРОВ, – так было с нефтяными компаниями, с Экибастузской ГРЭС-1. Считается, что их надо обязательно строить или модернизировать за чужой счет. Теперь похожая ситуация складывается с Балхашской ТЭС, с газопроводом Бейнеу – Бозой – Акбулак. Время идет, проблемы накапливаются, увеличивается цена. В итоге от этого выигрывают иностранцы, которые прекрасно понимают, как все эти объекты нам нужны. Когда у наших властей совсем не останется времени из-за технологических проблем и острой нехватки газа и света в регионах, иностранцы обязательно постараются выторговать максимально выгодные условия.
Вопросы Премьер-министру Кариму МАСИМОВУ:
Почему на поддержку банкиров у правительства деньги есть, а на обеспечение газом всего юга Казахстана и крупнейшего города страны – нет? Рассматривается ли правительством возможность выделения для этих нужд не использованных различными ведомствами миллиардов тенге, которые в ходе проверок выявил Счетный комитет?
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ