Больных по осени считают?
С пугающим постоянством на страну обрушиваются эпидемии гепатита и дизентерии. На днях учителя опять предупреждали родителей алматинских школьников: осторожнее, в школах — желтуха. И это в относительно благополучном в санитарном отношении мегаполисе!
Но если в больших городах заболевших — десятки, то в глубинке счет идет на сотни. Достаточно вспомнить прошлогоднюю трагедию в городке Чиили Кызылординской области, где от гепатита пострадали почти полторы тысячи человек. Этот год тоже нельзя назвать спокойным, тому подтверждение — недавние вспышки дизентерии в Аркалыке и Темиртау.
Виновных даже не ищут, привычно кивая на грязные руки и «грязную» экологию. Между тем, санитарные врачи категоричны: в возникновении хронических эпидемий кишечных заболеваний и болезни Боткина виновата скверная водица, что течет из наших кранов. Эксперты отмечают, что качество питьевой воды все время ухудшается — в Алматинской, Западно-Казахстанской, Кзылординской, Северо-Казахстанской областях в отдельные периоды до 25 процентов проб не отвечают гигиеническим нормам по санитарно-химическим и бактериологическим показателям. При анализе практически везде по Казахстану из воды высевается патогенная микрофлора и регистрируется вирусное загрязнение воды.
Разумеется, не стоило бы заводить этот разговор, если б дело касалось только кишечных заболеваний — тут действительно очень многое зависит от санитарной грамотности людей. Согласитесь, мало кому придет в голову мысль попить воды из-под крана, не прокипятив ее предварительно. Только беда в том, что кипячением можно обеззаразить воду, но никак не вывести из нее вредные примеси. А вредные они настолько, что никак не желают выбираться из привычной формулы даже на водозаборных станциях, где питьевую воду подвергают очистке. Обеззараживают же ее там по старинке, наиболее дешевым и наименее эффективным способом- хлорированием.
Почему наиболее дешевым — понятно, опять слышится песня про нехватку денег.(В развитых странах давно уже отказались от этой методики, справедливо решив, что здоровье нации дороже.)
Почему наименее эффективным? Потому что с помощью хлорирования невозможно удалить из воды растворенные в ней органические вещества, которые попадают туда из загрязненной промышленными отходами почвы, с полей, нашпигованных нитратами, из рек, стараниями человека превращенными в помойки. Да и соли тяжелых металлов, коих в атмосфере нынче предостаточно, в большинстве своем благополучно «переживают» очистку и, в конце концов, попадают к нам в чашку с чаем.
Хуже того, в процессе хлорирования вода пополняется некоторыми канцерогенными добавками вроде хлороформа. Врачи утверждают, что именно хлорированная вода провоцирует примерно тридцать процентов онкологических заболеваний кишечника и мочеполовой системы.
Керосиновые реки, ртутные берега…
Но горожане должны быть благодарны за то, что воду хоть как-то обеззараживают. В аулах и деревнях в последние год-два она даже не хлорируется. Прибавьте к этому факту «оптимизированную» практически до нулевой отметки сельскую медицину, и вы не очень удивитесь цифре 5000 — по мнению специалистов Национального центра окружающей среды, озвученному еще в 1998 году, именно столько народу в стране ежегодно умирает от употребления некачественной питьевой воды. По нашему мнению, сегодня эту цифру можно считать заниженной…
Совершенно неизвестно, что за жидкость течет по трубам в большинстве регионов страны, но назвать ее питьевой водой просто невозможно. Хотя бы потому, что санитарно-техническое состояние большинства водопроводных сооружений просто никуда не годится. В Жамбылской области из 185 водопроводов 110 не отвечают санитарным нормам, в Западно-Казахстанской из 100 — 67. Разве можно говорить о чистоте водицы, к примеру, в Кустанайской области, если более 80 процентов водопроводных сетей и сооружений эксплуатируются уже лет 25-30 и их физический износ превышает 70 процентов? Латать не успевают!
Но опять же, надо радоваться, когда из крана хоть что-то капает. Во многих регионах трубы просто пересохли. В Южно-Казахстанской области из 9 групповых водопроводов эксплуатируются только 3, а постоянно вода имеется только в половине из 887 водопроводов. В уже упомянутой Западно-Казахстанской области пятая часть жилищ вообще отключена от подачи заветной влаги. Как правило, такое происходит там, где водопроводы передаются в руки местных властей или ведомств — им не под силу создавать зоны санитарной охраны, очистные сооружения и наладить обеззараживание воды даже наиболее дешевым способом. Только в Кызылординской области в последние годы перестали функционировать 32 ведомственных водопровода.
Если же говорить о стране в целом, то, по данным Республиканской СЭС на начало нынешнего года, не функционируют 388 водопроводов. Только 65 процентов населения страны обеспечены водопроводной водой. Учитывая же, что половина водных магистралей периодически пересыхает, картина рисуется отнюдь не в светлых тонах. Получается, что примерно половина населения республики не дает себе засохнуть, используя воду из открытых источников — рек, озер и колодцев. Чем это чревато — даже непосвященному понятно : ртутное озеро неподалеку от Иртыша, керосиновое озеро под Семипалатинском, свинцовые выбросы Усть-Каменогорска, явный привкус химикатов в водах реки Нуры, «питающей» столицу…Так и хочется возле каждого источника повесить табличку » Не пей водицу — мутантом станешь».
Да только куда деваться? Бог с ним, с имиджем — жажду бы утолить…
Меняю менталитет на чистую воду!
Несколько месяцев назад правительство республики собирало чрезвычайное заседание, а на днях состоялись парламентские слушания, посвященные проблеме качества питьевой воды. Главный эколог республики Андарь Шукпутов сообщил, что разработан проект государственной программы «Питьевая вода», рассчитанный на 10 лет. На реализацию этой программы потребуется 118 миллиардов тенге.
Ну, а пока экологи и медики настойчиво призывают население… изменить менталитет. То есть, как во всем цивилизованном мире, использовать для питья бутилированную воду, которая на заводах подвергается специальной очистке. Видимо, ничего другого не остается — в карманах родины еще не скоро отыщется достаточная сумма денег, чтобы починить все водопроводы и очистить от вредных примесей все реки.