Мыслью об стол - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
0 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мыслью об стол

Мыслью об стол

Если бы Архимед открыл, скажем, принцип рычага в наше время и в нашей стране, туго бы ему пришлось. И еще не факт, что человечество не осталось бы на долгие годы в неведении по поводу точки опоры.

  • 15 Марта 2010
  • 1815
Фото - Caravan.kz

Конечно, кто-нибудь когда-нибудь все равно додумался бы, но применять изобретение на практике начали бы не в Казахстане, это точно.
Есть такая порода людей, у которых мозги устроены особенным образом. Не могут не думать: изобретают новое, усовершенствуют старое. На них издавна стоит мир, ибо только нестандартное, свежее направление мысли двигает науку и технику вперед. Среди них есть и слесари-самоучки, право на талант имеющие точно такое же, как все прочие. Есть «остепененные» — с регалиями и званиями, есть и обычные «белые воротнички» — отнюдь не из Гарварда, а с отечественным инженерным образованием. Люди, разные по характеру, возрасту, отношению к жизни, интроверты и экстраверты, оптимисты и пессимисты, трудоголики и сибариты, бабники и однолюбы — объединяет весь этот пестрый ряд одно: подобно тому, как нормальный человек не может жить без кислорода, данные экземпляры не в состоянии существовать без обостренного мыслительного процесса, без поиска и нахождения нетипичных решений. Эйфория первооткрывателя, наркотик вдохновения, пароксизм довольства. Нет такого изобретателя, который, испытав однажды торжество своего разума над банальностью, остановился бы и успокоился уже сделанным.
Рассмотрим судьбу среднестатистического казахстанского изобретателя и рационализатора — схематично, коротко. Итак, его осенило. Он придумал нечто такое, что круто изменит ситуацию в какой-либо отрасли в частности, и в экономике страны в целом. Для начала нужно удостовериться, что он не изобрел велосипед — то есть, нет ли уже подобного где-либо в мире. Это бывает, ведь не зря говорят, что мысли витают в воздухе, и кто первым подставил голову, тот и молодец. По существующим в нашей стране правилам, выяснить, не является ли изобретение повтором и не посягает ли оно на чужую интеллектуальную собственность, должен автор. Логично: сам придумал «головную боль» — сам и мучайся. И это личное дело автора — как он справится с мега-объемом информации. Если выяснится, что прецедентов нет, необходимо получить патент.
И здесь наш гений вступает в отношения с государством. Точка. Конец предложения и заодно эйфории.
Существует экспертная организация — республиканское государственное казенное предприятие «Национальный институт интеллектуальной собственности» (РГКП «НИИС»), которое проведет экспертизу, то есть установит соответствие заявленного решения всем требованиям законодательства. При положительном результате экспертизы уполномоченный орган (комитет по правам интеллектуальной собственности министерства юстиции РК) принимает решение о выдаче патента. Никто в этих серьезных учреждениях вприсядку не скачет, узнав об открытии, каким бы гениальным оно ни было, и чело автора украшать лавровым венком не спешит. И это правильно. Очевидно, что объективность экспертизы априори исключает присутствие эмоций. Обычная казенная процедура, суровые будни чиновников. По данным службы изобретений, полезных моделей и селекционных достижений РГКП «НИИС», более 80 процентов информации о новых технических решениях специалисты черпают из описаний патентов. Сведения о новых решениях появляются в патентах на 3-4 года раньше, чем в научно-технических журналах и на 5-10 лет опережают публикации в монографиях и учебниках. Следовательно, чтобы быть в курсе последних достижений техники, нужно систематически читать патентную литературу. У всех ли изобретателей есть такая возможность — другой вопрос.
Далее. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Патентного закона заявка на изобретение должна содержать: заявление о выдаче охранного документа с указанием авторов изобретения и лиц, на имя которых испрашивается охранный документ; формулу изобретения, определяющую объект изобретения и выражающую его сущность; чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения; реферат; доверенность, в случае ведения делопроизводства через представителя; документ, подтверждающий оплату подачи заявки. И здесь все представляется мне логичным, кроме последнего пункта. По сути, этим пунктом сразу же подчеркивается заведомая незаинтересованность государства в изобретении, его отстраненность от дела. Изобрел, хочешь получить патент — плати. А если у Архимеда или Ньютона не окажется нужной суммы наличных денег? Не погрешу против истины, если скажу, что 99,9 процента отечественных изобретателей — далеко не миллионеры. При этом они готовы последнюю рубаху отдать ради своего детища. И еще немаловажный момент: редко кто ограничивается одним проектом, как правило, их несколько — последовательно или одновременно. Часто — много, есть и такие «фонтанирующие идеями» граждане.
Но, предположим, все бумажно-финансовые проблемы, связанные с получением патента, удалось решить.
Что теперь? Естественно, автору не терпится увидеть свою идею воплощенной в производство и приносящей немалую пользу родной державе. И вот здесь-то ждет его открытие иного рода, которое для наивных новичков может обернуться нервным расстройством. Выясняется, что… никому его изобретение и даром не нужно.
Как же так, — недоумевает автор! Он горячится, бегает по инстанциям с цифрами в руках, доказывая и убеждая. Все инстанции признают, что идея отличная, открытие поистине бесценно для хозяйства, это прорыв. Ну, и т.д. Автору жмут руку, но никто из чиновников и пальцем не шевельнет, чтобы дело пошло дальше слов. Удостоверившись в этом, изобретатель решает обратиться непосредственно к тем людям, кто кровно заинтересован в модернизации производства — то есть к предпринимателям. Самое поразительное, что и здесь его ноу-хау не требуется. Причины столь индифферентного отношения и тех, и других лежат на поверхности. Их немного — корысть и неспособность мыслить стратегически. Конкретный пример: года два назад алматинские специалисты изобрели такой состав краски, который предохраняет металл от коррозии и ржавчины гарантированно на пятнадцать лет. Трубы в земле и под водой, газо- и нефтепроводы, днища кораблей — диапазон применения огромен. Экономический эффект фантастический, ведь сейчас Казахстан для этих целей закупает краску в Турции — дорогую и несравнимо худшего качества. Наша же абсолютно по всем параметрам бьет все мировые аналоги. Но по сию пору красят турецкой. Схема та же: полное одобрение на словах, стена — на деле. В приватной беседе дотошным изобретателям было сказано: «Мы с каждого железнодорожного состава из Турции имеем откатом джип. А что нам дает ваш вариант?» Поскольку кроме чувства патриотизма — ничего, то и интереса к нему никакого. Неугомонные ребята не успокоились, вступили в диалог с питерскими кораблестроителями, поехали по приглашению в Россию. На громадном заводе технологи пришли в полный восторг от образцов — проблема покраски днищ кораблей необычайно остро стоит во всем мире. Подписываем договор, налаживаем производство! Ура! Но когда на следующий день окрыленные успехом алматинцы вышли с завода, на набережной к ним подошли крепкие «братки» и пообещали вплотную познакомить их с балтийской водицей, если они тотчас не уедут домой и не забудут навсегда сюда дорогу. Там, где по отлаженной схеме «крутятся» большие деньги, экономичные оригинальные решения — без надобности.
И таких примеров множество. Мы — страна неглупых людей. По данным экспертной комиссии традиционного республиканского конкурса в области изобретательства «Шапагат», Казахстан находится на третьем месте в СНГ по количеству охранных документов, выданных на изобретения. А что, если среди этих изобретений есть такие, что радикально изменили бы жизнь человечества, создали новый вектор в его развитии? Вполне возможно. Но они остаются невостребованными, и мысль отечественных кулибиных работает вхолостую — как говорится, «в стол». Вернее, об стол. Так будет продолжаться до тех пор, пока личная корысть государственных людей и недальновидность предпринимателей будут доминировать во всем.