Мысли о будущем: как надо изменить программу "Болашак" - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мысли о будущем: как надо изменить программу "Болашак"

Мысли о будущем: как надо изменить программу "Болашак"

С казахского языка “Болашақ” переводится как “будущее”. И, если учесть, сколько денег страна ежегодно тратит на эту программу, оно у нас должно было бы давно наступить. Причем непременно светлое. Но недавно о том, что “Болашак” надо переосмыслить и реформировать, заявил Президент, а эксперты об этом говорят и того дольше.

  • 15 Февраля 2022
  • 4550
Фото - Caravan.kz

Полторы тысячи человек потерялось…

Судя по данным, озвученным еще в 2019 году тогдашним директором Центра международной стипендии “Болашак” Жанболатом МЕЛДЕШОВЫМ, на одного стипендиата магистерской программы в США выделяется 47,7 миллиона тенге в течение 2 лет. В Великобритании – 18,9 миллиона тенге на 1 год, в Швеции и Китае на 2 года – 24 миллиона и 9,2 миллиона тенге соответственно. В эту сумму входят: академическое обучение, стипендия, проезд и другие расходы. Мы попытались уточнить эту цифру в министерстве образования, но то ли новый директор Центра международных программ еще не в курсе, то ли что, но пресс-служба МОН попыталась отделаться от нас пространным: “Стоимость зависит от страны обучения”.

Впрочем, в официальном ответе ведомства есть и другие нестыковки. К примеру, на официальном сайте сказано, что присуждено 14 465 стипендий, чуть более тысячи стипендиатов учатся. Минобр же уверяет, что за годы существования программы подготовлено 11 462 специалиста, а сейчас обучение проходит 991 человек. Куда делись остальные – не сообщается.

Зато, как заверили нас в ведомстве, из 2 976 выпускников, находящихся на мониторинге, 99,43 процента трудоустроены и исполняют свои обязательства. В поисках работы – всего 17 человек.

Вот только мониторит судьбу болашакеров государство лишь 5 лет тех, кто после возвращения в Казахстан трудоустраивается в городе, и 3 года тех, кто едет отрабатывать в село. При этом важна не работа по специальности, а официальное трудоустройство. А сколько болашакеров, "отмотав" положенный срок, уезжает из страны – вообще никто не считает.

Спор о физиках и лириках

В то же время бизнесмены отмечают: квалифицированных кадров в стране, мягко говоря, не хватает. Особенно технических.

– Была пандемия, и многие наши заводы не смогли сделать монтаж уже существующего оборудования – иностранных специалистов подключали через Skype и Zoom! – вспоминает председатель правления Ассоциации упаковщиков Казахстана Батырбек АУБАКИРОВ.

Как признается предприниматель, в их отрасли мир давным-давно ушел далеко вперед по технологиям. Догнать передовые страны практически нереально. Один из последних шансов как-то развиваться – это готовить специалистов по российским лекалам. Поэтому он инициативу Касым-Жомарта ТОКАЕВА о переориентации программы “Болашак” на технические специальности и на более плотное сотрудничество с российскими вузами всецело поддерживает.

Но, как считает социолог Камила КОВЯЗИНА, прежде чем менять фокус “Болашака” на обучение технарей, надо хорошенько подумать и посчитать.

– Как показывают события в стране, у нас сложился дефицит по-настоящему квалифицированных кадров именно гуманитарного направления: социологов, философов, политэкономистов и так далее. Технически образованный человек, безусловно, может создать нечто, имеющее материальную ценность, но неужели нам нужно только это? Кроме того, если мы говорим о массовом выпуске инженеров, насколько проработан вопрос их дальнейшего трудоустройства?

Мы ведь все прекрасно знаем о том, что многие действительно талантливые и успешные выпускники программы “Болашак” по медицинским специальностям, по научному направлению не смогли найти применения своим знаниям в Казахстане, потому что не было оборудования.

Где гарантия, что история не повторится? – объясняет она свой скептицизм.

Как уверена эксперт по образованию, сейчас имело бы смысл пересмотреть критерии стипендии в иной плоскости.

– Изначально “Болашак” воспринимался как некий социальный лифт для выпускников школ, но после того, как бакалавриат был закрыт, эта функция сошла на нет. Мне кажется, что, если уж вести речь о реформе этой программы, имеет смысл поднять дискуссию о возвращении бакалавриата в “Болашак”. Потому что это в первую очередь – возможность получить блестящее образование даже тем, кто не имеет на это денег, – говорит она.

Бакалавров и впрямь перестали отправлять учиться по “Болашаку” несколько лет назад. Официально – было решено сделать упор на развитие научного потенциала страны, чтобы люди, вернувшись в страну со степенями магистров и докторов наук, уже учили молодежь в отечественных вузах. О другой причине говорилось гораздо реже – слишком много скандалов с участием казахстанских молодых болашакеров случалось вдали от родины.

– Не исключаю, что часть болашакеров действительно относилась к учебе несерьезно в силу возраста, но не думаю, что это нерешаемая проблема – существует масса возможностей заранее оценить моральную зрелость претендентов на стипендию и отсеять тех, кто не готов, – напоминает Камила Ковязина.

Строго по заказу

Эксперт по профессиональному образованию, руководитель Центра международной стипендии “Болашак” в 2010–2013 годах Саясат НУРБЕК считает, что мало просто сфокусироваться на подготовке технических специалистов, надо менять концептуальные подходы к стипендии.

– У нас нет целевой подготовки кадров – это основная проблема. Перечень специальностей формируется посредством запросов госорганов. Вот как это происходит. Центр “Болашак” каждый год пишет письма в различные госорганы с одним и тем же вопросом: какие специалисты, которых не готовят в Казахстане, нужны? Эти письма попадают в канцелярию, откуда автоматом отписываются отделу кадров, который зачастую и понятия не имеет, какие кадры нужны для курируемой отрасли. Это просто специалисты по подбору кадров в само министерство! Если на этом этапе повезло и письмо попало к сознательному человеку, то он, конечно, сделает запросы в какие-то отраслевые комитеты, союзы, подведомственные компании. Но там, по процедуре, письмо может попасть к такому же эйчару! И далеко не факт, что и он такой же сознательный, – рассказывает он о главной проблеме стипендии “Болашак”.

Поэтому, как считает Саясат Нурбек, чтобы деньги, которые страна тратит на стипендиатов “Болашак”, пошли на благо, в прямые обязанности министров и областных акимов необходимо ввести формирование заявок на подготовку кадров за рубежом. Причем контроль должен быть не только за самими заявками, но и за трудоустройством обученного за рубежом стипендиата.

– Акиму нужны 3 ключевые группы кадров. Во-первых, грамотные госслужащие для усиления аппарата областного, городских, районных акиматов, чтобы на нет сошла проблема ротации и замены кадров. Вторая группа – это профессора для подготовки студентов в вузах и колледжах региона. Особенно по тем специальностям, которых в вузе еще нет, но на них существует запрос у работодателей. И третья группа – это кадры для ключевых компаний региона. В первую очередь инженерно-технический персонал, который можно было бы обучать через программы стажировки. И такие списки аким должен формировать ежегодно, на учебу люди будут отправляться строго по заказу госоргана, а не просто по списку приоритетных специальностей. В итоге уже на старте студент будет знать, где и как он будет работать, – объясняет свою идею Саясат Нурбек.

Нечто похожее, к слову, уже давно практикуется в медицине. Первым, как кулуарно признают многие болашакеры, стал формировать целевую заявку на обучение по “Болашаку” и другим партнерским программам глава столичного кардиоцентра Юрий ПЯ. Он, как рассказывают, лично беседует с попадающими к нему студентами-кардиологами медицинских вузов, советует им узкую специализацию в зарубежных вузах, а потом берет к себе в команду. Как итог – отечественная медицина действительно делает семимильные шаги, и в Казахстане доступны уникальные операции.

Так что опыт, который можно тиражировать, в стране есть.

– Главное, – как считает Саясат Нурбек, – правильно ставить цели. Потому что при текущих подходах получается, что мы куда-то людей отправляем, чему-то учим, а потом они где-то работают, – грустно отмечает он.

Отдельный вопрос – финансирование. “Болашаку” почти 30 лет, наши студенты где только не учились за эти годы, и всюду Казахстан числится как очень хороший и надежный партнер. И этим, как уверен Нурбек, нужно пользоваться.

– Когда я работал в “Болашаке”, вышла небольшая заминка, и мы не смогли вовремя заплатить одному британскому вузу. Я созвонился с директором того учреждения, попросил прощения, пообещал: если нужно – напишем гарантийное письмо. А он мне отвечает: “Без проблем, вы – наши лучшие клиенты! Мы давно сотрудничаем, вы платите всегда полную стоимость и вовремя”. И тут я задумался: получается, можно платить меньше или брать рассрочку? Весь 2011 год мы посвятили тому, чтобы выбить для нас скидки: писали письма во все вузы, узнавали о партнерских программах этих вузов. И это был первый случай, когда по итогам года центр “Болашак” вернул деньги государству, – мы добились скидок, экономии! Я думал, меня похвалят, а в итоге чуть под суд не попал, потому что это, оказывается, неосвоение бюджета, – вспоминает он.

Начали ли в центре “Болашак” с тех пор выторговывать для Казахстана скидки и мониторить партнерские программы зарубежных вузов – Саясат Нурбек не знает, но уверен: при рачительном и хозяйственном подходе к обучению страна может очень хорошо сэкономить.

Нур-Султан