Дана входит в состав престижной международной группы профессиональных каскадеров “Nomad Stunts”, кстати, девушек там не так много. “Номады” уже больше 20 лет ставят все трюки в отечественном кино, да и в мире наши каскадеры – нарасхват, в качестве признания их заслуг на самом высшем уровне – в конце 2020-го они получили в США премию “Таурус”, его называют каскадерским “Оскаром”.
Женщины vs мужчины
– Дана, вы сначала стали сниматься в кино, а уже потом пришли в каскадерскую группу?
– В кино я стала сниматься в 2011 году, первым проектом был второй сезон сериала “Жаным” для “Хабара”. Так моя кинокарьера начала расти, были разные проекты – сериалы, полнометражные фильмы. Когда участвовала в картине “Томирис”, то погрузилась в детальную работу каскадерской группы “Nomad Stunts”. Я играла амазонку из окружения Томирис, до начала съемок нас обучали 1,5 месяца на каскадерской базе. После этого мы работали на площадке с ребятами из “Nomad Stunts”, после чего я решила пойти в эту группу работать в качестве каскадера. Было нелегко, отбор жесткий, Жайдарбек Кунгужинов, наш руководитель тщательно смотрит на физические и психологические данные претендентов.
– Какими критериями нужно обладать, чтобы стать одним из членов команды “Nomad Stunts”? Наверняка существует обязательный минимум?
– Да, в первую очередь необходимо обладать навыками в верховой езде, акробатике, желательно – в боевых искусствах, приветствуется опыт в других спортивных дисциплинах. Это фундамент для каскадерской работы, потом наращиваются дополнительные навыки. Так, например, во время работы в фильме “Томирис” нас обучали верховой езде, стрельбе из лука, фехтованию на мечах. Что касается меня, то я раньше профессионально занималась синхронным плаванием в специализированной школе им. К. Ахметова в Алматы.
– Как часто вам приходится соперничать с мужчинами-каскадерами и есть ли конкуренция среди женщин?
– Девчонки, которые работают в “Nomad Stunts”, не конкурируют с нашими ребятами, потому что это априори не получится. Мужчины делают трюки намного сложнее и опаснее. Среди девушек есть здоровая конкуренция во время работы в зале, на тренировках. В любом случае когда мы готовимся к проекту, постановщики смотрят на обучаемость человека, на его природные данные. Насколько он пластичный, крепкий духом, сильный, как быстро соображает и т. п. Кто-то может дольше запоминать бой, другой – быстрее. Это такие моменты, которые при работе сразу бросаются в глаза.
Самый сложный трюк
– Какой трюк на сегодняшний день для вас был самым сложным? Вообще, что вам приходилось переживать ради красивого кадра?
– Мне кажется, легких трюков не бывает. Но самым запоминающимся был мой первый трюк, который в тот момент был еще и сложным для меня. В казахстанском проекте “Ва-банк” во время взрыва магазина я отлетала высоко и падала на землю. Я дублировала актрису Куралай Анарбекову. Очень сильно переживала, чтобы вышло всё правильно, так как был только один дубль во время взрыва. Конечно, репетировали мы гораздо дольше. Постановщик тщательно меня готовил, потому что магазин мы могли взорвать только один раз. В целом любой трюк дается нелегко, всегда нужна подготовка не только физическая, но и моральная.
Что приходилось переживать ради красивого кадра? Однажды я работала в Актау на казахстанско-российском проекте, дублировала героиню. Нужно было плавать в конце октября – ноябре в Каспийском море, на открытом пространстве. Представьте, холодно, температура воды была 8–10 градусов, я была в купальнике, мы снимали “лето”. Нужны были красивые кадры, чтобы я плавала и брассом, и на спине, и кролем. В тот день стояла ужасная погода, были крутые волны, но ничего, мы отсняли, получилось неплохо, думаю, когда картина выйдет в Казахстане и в России, увидим красивую картинку, как наша героиня плавала и наслаждалась водой!
– Приходилось ли вам получать травмы во время съемок? Вообще, жизнь каскадеров застрахована?
– Тьфу-тьфу, травмы я не получала во время съемок, боюсь сглазить. Но были во время тренировок. Однажды мы готовили ролик для проекта в Индию – девчонки скакали верхом без седел. Так сложились обстоятельства, что я упала с лошади и… у меня были вывих и трещина в кости, восстанавливалась несколько месяцев после этой травмы. Во время съемок бывают синяки, царапины, ушибы, но это нормально. За это я не переживаю. Сколько работали в Казахстане, нас не страховали, а за границей это обязательный пункт. Как только приезжаем на съемочную площадку, нас обычно страхуют.
– Доводилось ли когда-либо в обыденной жизни использовать ваши каскадерские навыки?
– Могу точно сказать, что нет, не использую. Работа работой, а в обычной жизни я простой человек со своими мыслями, проблемами, эмоциями и мечтами. Большой плюс, который вижу в работе “Nomad Stunts” – я постоянно нахожусь в хорошей физической форме, и это влияет на психологическое состояние. У нас регулярные тренировки в офисе, на киностудии “Казахфильм” есть свой зал, джигитовку репетируем в цирке, выезжаем на нашу базу в Есике – тренироваться на лошадях.
Тренировка в подъезде и другие особенности карантина
– Как сказались 2 пандемийных года на вашей работе в качестве каскадера? В целом как оцениваете востребованность профессии на рынке?
– Пандемия никого стороной не обошла. Помню, мы прилетели со съемок из Бухареста в Казахстан в начале марта, а через несколько дней объявили локдаун и всё закрылось. Первые 3 месяца, как все, сидели по домам, соблюдали правила карантина. Кто-то тренировался, я например, это делала в подъезде – на скакалке прыгала, бегала. Как ослабили карантин, мы начали собираться в зале, на площадке в “Казахфильме”. Как-то так 2020 год пережили: тренировались, улучшали свои навыки, одним словом, занимались собой. В 2021 году началась подготовка к “Касым хану”, был “Штурм” Адильхана Ержанова, а также мелкие проекты, в которых я участвовала. Сейчас съемки идут, есть работа, выезжаем.
Считаю, что на сегодняшний день каскадеры вообще востребованны по всему миру, не только в Казахстане. Потому что под сложные вещи, которые актеры не могут выполнить, обязательно нужен дублер – скакать на лошади, плавать, прыгать, гореть. Даже в казахстанском кино услуги каскадеров весьма востребованны.
– Расскажите про ваше участие в международных проектах. Каково было работать с Сэмюэлем Л. Джексоном?
– Я пришла в эту профессию в 2018 году, немного поработала, только начала выезжать за границу, и затем случился карантин. У меня не было возможности сильно раскачаться на международных проектах, но с Сэмюэлем Л. Джексоном смогла поработать в боевике под названием “Кодекс киллера”. Там еще участвовали такие звезды, как Мэгги Кью, Майкл Китон. Режиссер Мартин Кэмпбелл хорошо известен тем, что поставил 2 фильма из серии о Джеймсе Бонде.
Мы поехали – 2 девочки и 8 парней. Наша сцена была следующей: взрывалась машина внутри базара, мы стояли близко и от взрыва падали на асфальт. У наших ребят было больше сцен. В целом увидеть таких актеров и работать с ними на одной площадке – для меня это был крутой опыт и положительные эмоции.
Дух степи
– У вас богатое портфолио – от “Томирис” до фильма “Ирины Кайратовны”, какое кино вам ближе по духу: историческое или современное?
– Если честно, мне историческое кино ближе, когда ты в степи, там такое энергетическое и душевное наполнение! Представьте, скачешь на лошади в этой массе, вместе с 300 всадниками и начинается заварушка, война, стреляют из лука, кто-то падает, кто-то переворачивается вместе с лошадью, кто-то фехтуется, ажиотаж, какой это адреналин! Не хватит слов, чтобы это описать. Но я сильно не разделяю, работаю либо как каскадер, либо как актриса – это моя профессия. Конечно, когда участвуешь в современном проекте, это тоже круто, там свой адреналин – в новогодней короткометражке у “Ирины Кайратовны”, например. Сцена, в которой я отлетаю от пинка коллеги Жандоса Айбасова, вызвала сильный резонанс среди зрителей, даже пришлось отдельное интервью давать на страницах группы и на нашей…
– От какой работы вы больше получаете удовольствие: когда сами в кадре или когда дублируете героиню во время трюков?
– Если честно, везде есть свои прелести. В кино я снималась раньше, чем работаю каскадером. Но я не называю себя профессиональной актрисой. Хотя росла в творческой семье, у меня мама режиссер, актриса, больше 20 лет обучает студентов, и я вижу, как она взращивает этих ребят, которые в итоге становятся профессиональными актерами театра и кино. Это, действительно, очень сложная профессия, в которой надо знать свои возможности. Но, когда стала работать каскадером, получила совсем другие эмоции и ощущения. В каскадерстве – не только твоя “физика” работает, к трюку надо готовиться и психологически. А если делаешь что-то новое – вообще тройная ответственность.
– Для чего чаще всего привлекают женщин-каскадеров: скакать на коне, падать с крыши, драться?..
– Скакать на коне, трюковые вещи при верховой езде, драться, падать – всё это мы и делаем в основном. Из 100 процентов актрис – 10 умеют ездить на лошади, либо мы их обучаем до начала проекта, если это историческое кино о Касым хане, “Томирис”, “Қазақ елі”, которые снимались у нас в стране. Чтобы они знали базовые вещи – как управлять, как сидеть на лошади. Остальное делают дублеры. Если нет возможности для репетиции, для обучения, тогда мы по факту приезжаем на площадку и сами всё выполняем. Если надо падать, драться – конечно, мы не рискуем актрисами, там участвуют дублеры, которые подбираются под главных героев.
АЛМАТЫ